Элидел в дерматологической практике |
|
В.И. Кулагин, Д.К. Нажмутдинова, Е.В. Таха
Атопический дерматит (АД) является одной из наиболее актуальных проблем дерматологии, что связано со значительным ростом заболеваемости этим дерматозом, характеризующимся хроническим течением с частыми рецидивами, а также с недостаточной эффективностью существующих методов лечения. Частота АД увеличилась в последние десятилетия. Среди людей, родившихся до 1960 г., от 1,4 до 3% имели один эпизод АД или более, а среди родившихся после 1970 г. этот показатель составил от 8,9 до 20,4%. Частота АД особенно высока у детей.
В развитых странах приблизительно 10–15% детей в возрасте менее 5 лет страдают АД , и у 48–75% из них начальные признаки заболевания появились в течение первых 6 мес. жизни. Таким образом, АД стал социально значимой болезнью, особенно учитывая высокую заболеваемость среди детей. Клинические проявления атопического дерматита характеризуются интенсивным зудом, возникновением воспаления, инфильтрации, лихенификации в типичных местах локализации кожного процесса, а также общей повышенной сухостью кожного покрова. Заболевание чаще всего возникает в детском возрасте, рецидивы, как правило, связаны с погрешностями в диете, стрессами. Атопический дерматит – иммунозависимое заболевание, характеризующееся со стороны иммунной системы гиперпродукцией IgE, нарушением цитокиновой регуляции и соотношения Th1/|Th2 лимфоцитов, детерминированным дефицитом Т–лимфоцитов супрессоров, нарушением процессов апоптоза. В патогенезе заболевания существенное значение имеют дисбаланс внутриклеточных регуляторных механизмов (соотношение цАМФ/цГМФ), нарушение мембранной рецепции, активация неиммунных механизмов высвобождения медиаторов аллергии, нарушение нейровегетативной и периферической циркуляции с сосудистой нестабильностью и нарушением рецепции эндотелия; психофизиологические и психосоматические отклонения. В наружной терапии этого дерматоза очень часто применяют кортикостероидные средства, не свободные от побочных эффектов. Однако значительный прогресс и научные достижения в области клинической иммунологии позволили расшифровать многие не известные ранее механизмы иммунопатогенезаэтого заболевания, что послужило стимулом для создания новых препаратов с целенаправленным, селективным действием на аллергические процессы в коже.
Такими средствами стали наружные ингибиторы воспалительных цитокинов , принадлежащие к классу аскомициновых макролактамов. На отечественном рынке лекарственных средств представителем этой группы является 1% пимекролимус (крем «Элидел», компания «Новартис», Швейцария). Пимекролимус (Элидел) – это новый нестероидный ингибитор воспалительных цитокинов, разработанный специально как средство местной терапии атопического дерматита. Это вещество обладает избирательным действием в отношении воспалительного процесса в коже и не оказывает влияния на местный и системный иммунный ответ. Пимекролимус является производным макролактама аскомицина. Селективно ингибирует продукцию и высвобождение цитокинов и медиаторов из Т–лимфоцитов и тучных клеток. Обладает противовоспалительными свойствами. Пимекролимус специфично связывается с макрофилином–12 и ингибирует кальцийзависимую фосфатазу кальциневрин. В результате, блокируя транскрипцию ранних цитокинов, пимекролимус подавляет активацию Т–лимфоцитов. В частности, в наномолярных концентрациях пимекролимус ингибирует синтез в человеческих Т–лимфоцитах интерлейкина–2, интерферона–? (Th1 тип), интерлейкина–4 и интерлейкина–10 (Th2 тип). Кроме того, in vitro после взаимодействия с комплексом антиген/IgE пимекролимус предотвращает антиген/IgE–опосредованное высвобождение цитокинов и медиаторов воспаления из тучных клеток. Пимекролимус не влияет на рост кератиноцитов, фибробластов и эндотелиальных клеток. На экспериментальных моделях кожного воспаления была продемонстрирована высокая противовоспалительная активность пимекролимуса после его местного и системного применения. При местном применении на моделях аллергического контактного дерматита (АКД) у свиней пимекролимус так же эффективен, как и высокоактивные кортикостероиды клобетазола–17–пропионат и флутиказон.
В отличие от клобетазола–17–пропионата пимекролимус не вызывает атрофию кожи у свиней. В отличие от клобетазола–17–пропионата и флутиказона пимекролимус также не вызывает уплотнения и изменения консистенции кожи у свиней. Как было показано на моделях контактного дерматита у крыс, пимекролимус ингибирует воспалительную реакцию в ответ на воздействие кожных раздражителей. Кроме того, при местном и пероральном применении пимекролимус эффективно уменьшает кожное воспаление и зуд и нормализует гистопатологические изменения у бесшерстных крыс с гипомагниемией, которые являются моделями атопического дерматита острого течения. По сравнению с такролимусом пимекролимус при местном применении одинаково хорошо проникает в кожу, как было показано на экспериментальных моделях. Тем не менее из–за высокой липофильности степень проникновения пимекролимуса через кожу в 10 раз меньше, чем такролимуса. Следовательно, пимекролимус обладает селективным действием на кожу. Пимекролимус эффективнен при кожном воспалении, в то же время его влияние на системный иммунный ответ весьма незначительно. В целом уникальность механизма действия пимекролимуса состоит в сочетании противовоспалительной активности, селективной в отношении кожи, с низкой способностью вызывать системные иммунные ответы. Лечение следует начинать при первых проявлениях заболевания для предотвращения резкого развития его обострения. 1% крем Элидел 2 раза в день наносят тонкимслоем на пораженную поверхность и осторожно втирают до полного впитывания.
Препарат можно наносить на кожу любых частей тела, включая голову, лицо, шею, а также на области опрелостей. Крем следует применять 2 раза в день, до полного исчезновения симптомов. После прекращения лечения, во избежание последующих обострений, при первых признаках рецидива атопического дерматита терапию следует возобновить. Смягчающие средства можно применять сразу после нанесения 1% крема Элидел. Однако после водных процедур смягчающие средства следует применять перед нанесением крема Элидел. Применение 1% крема Элидел может вызывать незначительные преходящие реакции в месте нанесения, такие как чувство тепла и/или жжения. При значительной выраженности этих реакций пациенты должны проконсультироваться у врача. Наиболее часто регистрируемыми побочными эффектами были реакции в месте применения препарата, которые отмечались у 19% пациентов, леченных 1% кремом Элидел, и у 16% пациентов из контрольной группы. Эти реакции в основном возникали на раннем этапе лечения, были незначительными/умеренными и непродолжительными.
Частота побочных эффектов: очень часто ?10%; часто – от ?1% до <10%; иногда – от ?0,1% до <1%; редко – от ?0,01% до <0,1%; очень редко <0,01%. Очень часто: жжение в месте нанесения крема. Часто: местные реакции (раздражение, зуд и покраснение кожи), кожные инфекции (фолликулит). Иногда: нагноение; ухудшение течения заболевания; простой герпес; дерматит, обусловленный вирусом простого герпеса (герпетическая экзема); контагиозный моллюск, местные реакции, такие как сыпь, боль, парестезии, шелушение, сухость, отечность, кожные папилломы, фурункулы. Клинические исследования Элидела (Э) в терапии больных АД продемонстрировали быстрое начало действия препарата, при котором интенсивность зуда уменьшалась уже после 2–3 дня применения крема Элидел , а все симптомы АД регрессировали у большинства больных в течение курса терапии [Eichenfield L. et al., 2002]. Благоприятный эффект лечения пимекролимусом наблюдался на протяжении всего исследования (в сроки до 43 дней) у младенцев 3–23 месяцев и у детей 2–17 лет, причем особенно эффективен Э был при локализации процесса на лице и шее, а при последующем клиническом наблюдении отсутствие выраженных симптомов АД сохранялось в сроки до 6 месяцев [ Eichenfield L . et al ., 2002; Ho V . et al ., 2003]. Последующие клинические исследования подтвердили эффективность использования Э в терапии АД у детей и взрослых, установили, что долгосрочное (до 6 месяцев) применение Э способствует контролю над заболеванием и предотвращает развитие выраженных обострений АД, в то же время не приводит к развитию значимых побочных явлений, таких как пиогенная или вирусная суперинфекция [Kapp A. et al., 2002; Wahn U. et al., 2002; Meurer M. et al., 2002]. Клинические исследования, проведенные в России (РГМУ, ММА имени И.М. Сеченова, Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии и др.), с участием больных АД различных возрастных групп, в лечении которых использовался новый топический препарат крем Элидел, продемонстрировали эффективность более чем у 95% пациентов .
Действие препарата отмечалось уже в первую неделю применения, когда площадь поражения кожи, выраженность симптомов АД уменьшались в 1,4–1,8 раза, а интенсивность зуда и нарушений сна практически в 2 раза. Показатель SCORAD снижался в 2,5–4,6 раза по сравнению с исходным. Крем Элидел был особенно клинически эффективен в терапии больных АД детей до 3–х лет и подростков, что подтверждалось значительным снижениеминдекса SCORAD и его составляющих. У взрослых пациентов было отмечено значительное уменьшение интенсивности зуда после окончания терапии. За время исследования отсутствовали нежелательные явления и осложнения, переносимость крема Элидел была хорошей у большинства пациентов. Таким образом, обобщая результаты исследований и опыт зарубежных и отечественных ученых, можно сделать вывод,что крем Элидел эффективен в терапии больных АД детей, подростков, взрослых и его использование в широкой клинической практике дерматологами позволяет оптимизировать лечение больных АД.
Литература
1. Атопический дерматит у детей. Руководство для врачей. Под ред.Н.Г.Короткого. 2003; 82–90.
2. Атопический дерматит. Руководство для врачей. Под ред. Ю.В.Сергеева. 2002; 8 с.
3. Балаболкин И.И., Гребенюк В.Н. Атопический дерматит у детей, –М.: Медицина, 1999. –238 с.
Кунгуров Н.В., Герасимова Н.М., Кохан М.М. Атопический дерматит (типы течения, принципы терапии) – Екатеринбург: изда–во Урал. ун–та, 2000.–266 с.
4. Кунгуров Н.В., Кохан М.М.Кениксфест Ю.В. и соавт. Опыт примения крема Элидел в терапии топического дерматита у детей и взрослых:РМЖ,т.12,№4,с 171–174. Сергеев Ю.В., Иванов О.Л., Новиков Д.К. Атопический дерматит: современная диагностика и лечение // Иммунопатология, аллергология, инфектология. –2001. –№4. –С. 28–48
5. Скрипкин Ю.К., Самсонов В.А., Селисский Г.Д., Гомберг М.А. Современные проблемы дерматовенерологии // Вестник дерматологии и ве-
нерологии. –1997. –N6. –С.4–8.
6. Смирнова Г.И. Современные технологии местного лечения атопического дерматита у детей // Иммунопатология, аллергология, инфектология. –2003. –№3. –С. 75–82.
7. Феденко Е. С. Атопический дерматит: обоснование поэтапного подхода к терапии // Consilium medicum. –2001. –№3 (4). –С. 176–184.
8. Hultsch T. et al. Ascomycin macrolactam derivative SDZ ASM 981 inhibits the release of granule–associated mediators and of newly synthesized cytokines in RBL 2H3 mast cells in an immunophilin–dependent manner // Arch. Dermatol. Res. – 1998. –Vol.290. –P.501–507.
9. Kapp A. et al. Long–term management of atopic dermatitis in infants with topical pimecrolimus, a nonsteroid anti–inflammatory drug // J. Allergy Clin. Immunol. – 2002. –Vol.110. –P.277–284.
10. Lewis–Jones M.S., Finlay A.Y., Dykes P.J. The Infants’ Dermatitis Quality of Life Index // Br. J. Dermatol. – 2001. –Vol. 144. –P. 104–110.
11. Meurer M. et al. Pimecrolimus cream in the long–term management of atopic dermatitis in adults: A six–month study // Dermatology. – 2002. –Vol. 205. –P.271–277.
12. Schultz–Larsen F, Hanifin JM. Epidemiology of atopic dermatitis // Immunol. Allergy Clin. North Am. –2002. –Vol.22. –P.1–24.
13. Stuetz A et al. Pimecrolimus does not affect Langerhans’ cells in murine epidermis, in contract to corticosteroids // J. Invest. Dermatol. – 2002. –Vol.119. P. 347
14. Tofte S.J., Hanifin J..M. Current management and therapy of atopic dermatitis // J. American Acad. Dermatol. –2001. –Vol. 44 (1). –Р. 13–16.
15. Wahn U et al. Efficacy and safety of pimecrolimus cream in the long–term management of atopic dermatitis in children // Pediatrics.– 2002. –Vol.110. –P.158–159.
Опубликовано с разрешения администрации Русского Медицинского Журнала.