Спазм мышц спины: причины, симптомы и методы лечения

Новый подход к лечению хронических заболеваний глотки

Т. С. Полякова, кандидат медицинских наук,

М. М. Магомедов, доктор медицинских наук,

М. Е. Артемьев, Е. В. Суриков, В. Т. Пальчук, доктор медицинских наук, член-корр. РАМН

РГМУ, Москва

Актуальность поиска новых методов лечения хронических заболеваний глотки (фарингитов) не вызывает сомнения. Частота заболеваемости среди взрослого и детского населения, по нашим данным, составляет 78% и неуклонно растет.

Причины, вызывающие хронические заболевания глотки, весьма многообразны. Среди них наиболее распространен инфекционный фактор: микробные, вирусные и грибковые поражения. Это объясняется, с одной стороны, низкой резистентностью организма больного, с другой — нерациональным, часто самостоятельным, применением антибиотиков, а также кортикостероидов. Последние стали широко использоваться в виде топических эндоназальных спреев у больных не только с аллергическим анамнезом. Поиск новых методов лечения заключается в основном в разработке противомикробных препаратов, тогда как чаще всего речь идет о комбинированном поражении глотки. Принципиально новым лекарственным препаратом, обладающим комбинированным этиопатогенетическим действием, следует признать отечественный иммуномодулятор гепон.

Препарат гепон (регистрационное свидетельство № 000015/04-2001), относящийся к группе иммуномодуляторов, повышает эффективность иммунной защиты от инфекций, лечения и профилактики оппортунистичеких инфекций, вызванных бактериями, вирусами или грибами. Активным компонентом гепона является синтетический тетрадекапептид формулы Thr-Glu-Lys-Lys-Arg-Arg-Glu-Thr-Val-Glu-Arg-Glu-Lys-Glu.

Гепон обладает интерферон-индуцирующей активностью, в широком диапазоне доз индуцирует синтез a- и b-интерферонов. Воздействие препарата на лимфоциты не вызывает поликлональной активации делений, экспрессии CD69 и поликлонального синтеза цитокинов. Влияние гепона на лимфоидные клетки состоит в индукции рецепторов к цитокинам (в частности, к IL2), выраженном усилении ответа на другие активационные сигналы. Гепон индуцирует выработку Т-клетками МИФ-цитокинов и L-селектинов, усиливающих активность гранулоцитов и вызывающих селективный хемотаксис макрофагов. Благодаря введению препарата нормализуется содержание CD4+-, СD8+-лимфоцитов, а также NK-клеток, повышается содержание активированных Т-лимфоцитов и нейтрофильных гранулоцитов, усиливается продукция антител к инфекционным агентам, актуальным для данных пациентов.

Цель настоящей работы — изучить клиническую эффективность местного применения гепона для лечения больных с хроническим фарингитом (в периоды обострения и ремиссии).

В нашем исследовании приняли участие 28 больных (10 мужчин и 18 женщин) в возрасте от 15 до 75 лет, страдающих хроническим фарингитом в течение 5-25 лет.

По состоянию слизистой оболочки глотки субатрофический фарингит диагностирован у 16 пациентов, атрофический — у 5 и гипертрофический — у 7 больных. Субатрофический и атрофический фарингиты преобладали среди женщин (16 человек). Подавляющее большинство больных жаловались на боль в горле, першение, щекотание, сухость во рту, ощущение инородного тела и вязкой слизи на задней стенке.

При осмотре ротоглотки у пациентов с субатрофическим и атрофическим фарингитами определялось: слизистая оболочка глотки сухая, «лакированная», инъецирована сосудами с единичными фолликулами. На задней стенке глотки иногда была видна вязкая слизь, стекающая из носоглотки. У больных с гипертрофическим фарингитом выявлялась гипертрофия лимфоидной ткани в виде гранул и боковых валиков.

Всем больным проводилось определение биоценоза глотки, показатели которого были нарушены во всех случаях. При этом поражение глотки, вызванное грибами рода Сandida в ассоциации с микробной флорой, отмечалось в 19 случаях, а только кокковой флорой — в 9 случаях. Ранее все наблюдаемые нами больные неоднократно и безуспешно лечились различными полосканиями и оросептиками: фарингосептом, биопароксом, септолете, колдрексом плюс и др.

Методика применения препарата заключалась в орошении всех отделов глотки 0,04%-ным водным раствором гепона с помощью аппарата ультразвукового орошения и кавитации «Роса». Перед применением гепона слизистая оболочка полости рта, носа и глотки орошалась физиологическим раствором. Процедуры выполнялись один раз в сутки с интервалом в один день, на курс проводились три процедуры.

При обследовании больных после лечения отмечался выраженный эффект. Исчезновения признаков воспаления удалось добиться практически у всех больных. Лишь у двух пациентов, у которых до лечения имелись очень сильные воспалительные явления, после курса терапии сохранялась гиперемия слизистой задней стенки глотки, что потребовало удлинения курса лечения до пяти процедур. При этом необходимо сказать, что у этих пациентов незадолго до начала лечения отмечалось обострение гастрита или язвенной болезни желудка.

Столь выраженный клинический противовоспалительный эффект сопровождался положительной динамикой микроскопических исследований, что было выявлено при повторном определении биоценоза слизистой задней стенки глотки. Положительные изменения оказались достаточно стойкими — при обследовании больных через месяц после лечения рецидив заболевания был выявлен только у двух пациентов. Этим больным провели повторный курс лечения, после которого был получен стойкий положительный результат. Следовательно, показатель клинико-этиологической эффективности гепона составил 93%. Ни у кого из принявших участие в исследовании больных побочных эффектов не отмечалось.

Таким образом, можно сделать вывод, что иммуномодулятор гепон при местном применении (орошение слизистой оболочки ротоглотки с помощью аппарата «Роса») обладает выраженным клиническим противовоспалительным эффектом и позволяет достичь клинико-этиологического излечения у 93% больных хроническим фарингитом.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач




Наиболее просматриваемые статьи: