Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Случай синдрома Гешвинда

Синдром Гешвинда представляет собой изменения личности у некоторых больных эпилепсией, характеризующиеся кроме обычных черт «эпилептоидной» личности чрезмерной словесной продукцией и/или гиперграфией (непреодолимой тягой к литературной деятельности), изменения сексуальности (чаще в сторону гипосексуальности) и интенсификацией внутренних психических процессов (усиление идеаторной деятельности и эмоционального резонанса).(1).

Данный синдром описывается среди больных с поражением правого полушария. Если же повреждено и коллатеральное, левое полушарие, отвечающее за понятие и чувство ритма, то такие больные склонны к написанию стихов. Эти функции приписываются нижним отделам лобной коры и нижне-задним отделам коры височной доли (2).

Данное расстройство встречается не часто, однако исследователи считают, что Винсент Ван Гог и Федор Достоевский страдали данным расстройством. Кроме того, известный американский композитор, Алан Ховнанесс, так же возможно обнаруживал у себя признаки данного расстройства. Будучи еще молодым человеком, он сжег более 1000 своих ранних произведений в 1940 году, а в 2000 году, после его смерти, его наследие насчитывало более 400 произведений, 300 из которых были опубликованы. Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес», написал за свою жизнь более 98 000 писем разного формата, которые были исполнены особым способом. Он писал их задом на перед, в виде ребусов и формировал текст в виде различных форм, по типу «хвоста мыши». Известен так же пример Роберта Шилдса, школьного учителя, писавшего дневник с 1972 года до своей смерти в 1997 году. Каждая запись делалась раз в 5 минут и описывала все действия автора в текущий момент. Всего дневник содержал 37,5 миллионов слов.

Случай больной А. так же описывает подобное расстройство.

Из анамнеза известно, что наследственность психическими заболеваниями не отягчена. Раннее развитие без особенностей. Посещала дошкольные учреждения, в школу пошла своевременно. Училась хорошо, имела много друзей, была общительной и подвижной. В 14 лет перенесла гнойный менингит. После выхода из стационара родные стали замечать, что девочка меняется по характеру. Стала конфликтной дома и в коллективе, часто нарушала школьную дисциплину, появились периоды дисфорического настроения, вместе с тем стала более пунктуальной, аккуратной и требовала неукоснительно такого же поведения у окружающих. Через 3 месяца после перенесенного менингита стала отмечать появление особых состояний «наполненности и одухотворенности», во время которых возникало непреодолимое желание «написать что-нибудь»-рассказ или повесть. Это состояние возникало спонтанно и так же спонтанно заканчивалось. В такие периоды брала 18 листовую тетрадь и писала короткие произведения в основном фантастического содержания. Обычно время такого пароксизма длилось приблизительно столько же, сколько требовалось для того чтобы такую тетрадь исписать полностью. Осознавала такие приступы, как «божий дар», позиционировала себя как особенную, одаренную личность. Показала свои произведения учительнице литературы, но та попыталась сделать ей кое-какие исправления, в виду крайне низкого качества текста, изобилующего стереотипными оборотами речи и элементами резонерства. Больная дала дисфорическую реакцию на попытку учительницы, интерпретировав ее как показатель зависти к «необычному дару». В школьном коллективе вела себя высокомерно, высмеивала недостатки одноклассников, так как считала вправе делать это; ведь она была «почти гением». В результате такого поведения больной было спровоцировано несколько драк, в большинстве из которых она была инициатором. В связи с этим в феврале 2007 года поступила в ГУЗ ОКПБ с диагнозом Органическое расстройство личности. На момент поступления выше описанные пароксизмы возникали 2-3 раза в неделю. Проходила стационарное лечение в течение месяца финлепсином в дозе 200 мг 2 раза в сутки. Через неделю терапии стабилизировалось настроение, пароксизмы гиперграфии прекратились. Однако сохранились определенные характерологические сдвиги. Продолжала считать себя человеком особенным, но не понятым окружающими, много резонерствовала на данную тему. К лечению относилась негативно, так как больной себя не считала.

Неизвестно насколько широко представлен данный синдром в популяции. Данный случай стал известен в результате грубых нарушений поведения больной. Однако большинство таких больных находятся вне поля зрения психиатров. Свои же произведения не все рискуют показать общественности. С другой стороны, как видно из обзора литературы, некоторые такие больные стали широко известными деятелями культуры и их произведения признаны человечеством.

Литература

  1. Roberts JKA, Robertson MM, Trimble MR: The lateralizing significance of hypergraphia in temporal lobe epilepsy. J Neurol Neurosurg Psychiatry 1982; 45:131–138
  2. Yamadori A, Mori E, Tabuchi M, et al: a right hemisphere syndrome. J Neurol Neurosurg Psychiatry 1986; 49:1160–1164



Наиболее просматриваемые статьи: