Организация и проведение аллергошкол в Москве |
|
И. В. Сидоренко
Кандидат медицинских наук, ММА им. И. М. Сеченова, Москва
Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно растет число больных бронхиальной астмой, поллинозом, аллергическим риноконъюнктивитом, крапивницей, отеками Квинке, атопическим дерматитом, пищевой аллергией и другими аллергическими заболеваниями [6, 13, 14, 18, 21].
Ежегодно разрабатываются и внедряются в практику новые препараты, совершенствуются их формы. Все более высокие требования предъявляются к их эффективности и безопасности, удобству применения. Однако, несмотря на это, до сих пор сохраняются высокие показатели частоты обострений аллергических заболеваний, обращений пациентов за скорой медицинской помощью, инвалидности и смертности [3, 5, 16, 20].
Среди причин малой эффективности проводимой терапии можно назвать недостаточную осведомленность пациентов о течении заболевания, профилактике обострений, несоблюдение гипоаллергенного режима и способов уменьшения контакта с причинными аллергенами. У больных нет навыков самоконтроля и оказания себе первой помощи при развитии острых аллергических реакций или обострении хронических заболеваний.
Пациент с аллергией постоянно сталкивается с тем, что его заболевание требует соблюдения определенных правил и ограничений. Пациенту сложно разобраться в обилии информации, источником которой могут быть и врачи, и соседи, и другие больные, и, наконец, средства массовой информации.
Больной обращается к врачам не только в надежде получить облегчение, он ждет ответа на многие вопросы, которые его беспокоят.
С другой стороны, врачи в большинстве своем по разным причинам не уделяют должного внимания тому, насколько четко больные выполняют их рекомендации. Пациент получает четкие указания относительно режима дозирования, кратности применения препаратов; при этом многие другие, не менее важные составляющие курса терапии, в частности техника ингаляций и пикфлоуметрии, подбор индивидуальной диеты с учетом спектра сенсибилизации, возможные перекрестные реакции у больных поллинозом, остаются за рамками беседы.
В отечественных и международных стандартах и рекомендациях по лечению пациентов с аллергическими заболеваниями подчеркивается огромное значение образовательных программ. Формирование партнерских отношений между врачом и пациентом является важной составляющей успешной терапии, и знания, полученные больным на занятиях, дают им возможность контролировать симптомы заболевания и достичь тем самым высокого качества жизни [4, 17].
Образовательные программы для больных аллергией в отличие от программ для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью объединяют людей, страдающих разными заболеваниями, в основе которых лежат аллергические реакции первого типа и формирование аллергического воспаления.
Это несколько усложняет задачу. Однако хорошо известно, что для пациентов с аллергией характерно наличие нескольких аллергических заболеваний одновременно. Наиболее часто встречается сочетание бронхиальной астмы и аллергического ринита. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, около 75% больных бронхиальной астмой имеют аллергический ринит, а от 20 до 40% пациентов с аллергическим ринитом страдают бронхиальной астмой. Ринит нередко предшествует бронхиальной астме и рассматривается многими исследователями как фактор риска развития астмы [18, 19, 21]. Как показывает педиатрическая практика, первыми клиническими проявлениями атопии могут быть атопический дерматит, аллергические заболевания пищеварительного тракта, пищевая аллергия. С ростом ребенка к ним присоединяются респираторные проявления аллергии [15].
В структуре сопутствующих аллергических заболеваний у детей с бронхиальной астмой, проживающих в Москве, первые места занимают аллергические заболевания ЛОР-органов (54%) и атопический дерматит (17%). Чаще всего встречается сочетание астмы и круглогодичного аллергического ринита. Анализ сопутствующих аллергических заболеваний, проведенный у 200 детей с атопическим дерматитом, показал, что у 80% детей выявляется пищевая аллергия, а у 42% — респираторные проявления аллергии [10].
Совершенно очевидно, что при таком разнообразии клинических проявлений аллергии у одного больного проведение занятий в общих группах отвечает интересам больных и расширяет возможности учебного процесса. Вместе с тем наряду с базовой программой обучения больных с аллергией (аллергошкола) разработаны разделы, предусматривающие более глубокое и детальное изучение некоторых заболеваний. В качестве примера можно привести школы для детей с атопическим дерматитом и респираторные образовательные центры.
Принципы организации и проведения образовательных программ для больных аллергией в аллергошколах изложены в методических рекомендациях [7, 8].
Цель образовательных программ — улучшение результатов лечения больных аллергическими заболеваниями и повышение качества жизни.
Основные задачи образовательных программ:
предоставление больному информации о причинах и механизмах развития аллергических заболеваний, клинических проявлениях, принципах диагностики, современных подходах к лечению и профилактике;
обучение больных навыкам самоконтроля, принципам оказания самопомощи;
формирование партнерских отношений между врачом и больным, осознанного подхода к выполнению врачебных рекомендаций.
В Москве при создании образовательных центров для больных аллергией учитывалось требование проводить наблюдение и обучение больных в одном учреждении, что позволяет достичь определенной преемственности в ведении больного. В то же время больному предоставляется возможность выбора аллергошколы. Обучение больных, как индивидуальное, так и в группах, проводится преимущественно на базе аллергологических кабинетов и аллергологических отделений стационаров города. В образовательном процессе участвуют врачи, медицинские сестры, психологи. Основная нагрузка ложится на преподавателей из числа врачей, поэтому на кафедре клинической иммунологии и аллергологии ФППО ММА им. И. М. Сеченова (заведующий кафедрой проф. А. В. Караулов) в течение нескольких лет проводилась работа по подготовке и оценке эффективности образовательных программ для врачей — преподавателей аллергошкол. В результате образовательный стандарт послевузовской подготовки специалистов аллергологов-иммунологов был дополнен соответствующим разделом [9, 11].
Преподаватели образовательных центров обеспечиваются методическими разработками для каждого занятия. Важное значение имеет иллюстративный материал, включающий наборы памяток для больных: «Я знаю, как жить с аллергией», «Научитесь жить с аллергией», брошюры, слайды, видеофильмы, в которых основные положения занятий представлены в доступной, а иногда и в шутливой форме. Игровые формы преподавания особенно важны, когда речь идет о детских школах, где в качестве иллюстративного материала могут быть использованы специально написанные сказки [1], игрушки.
Занятия в аллергошколах построены по принципу циклов. Цикл состоит из 4 занятий (табл. 1), по 2 занятия в неделю продолжительностью 60 мин (для взрослых). Оптимальное число слушателей в группе — 12-15 человек.
Первое занятие для преподавателя всегда наиболее трудное. На этом занятии слушатели знакомятся друг с другом и с правилами обучения. На первой лекции обычно задают больше всего вопросов, а преподавателю за фиксированное время необходимо познакомить слушателей с основными понятиями, которыми им придется оперировать далее. Причины и механизмы аллергических реакций, основные группы аллергенов, наследственность и аллергия, экология и аллергия — это лишь неполный перечень знаний, которые должны усвоить слушатели. Впечатление от первого занятия определяет дальнейшее отношение больных к обучению, поэтому к нему следует готовиться с особой тщательностью: использовать яркие примеры, привлекать слушателей к обсуждению их собственных проблем.
На втором занятии разбираются симптомы наиболее распространенных аллергических заболеваний. В отдельном разделе рассматриваются возможные причины развития и клинические проявления тяжелых аллергических реакций, в первую очередь наиболее опасного состояния — анафилактического шока. Особое внимание обращается на лекарственную аллергию и аллергию на укусы перепончатокрылых (пчел и ос) как наиболее частые причины развития системных аллергических реакций [2, 5, 16]. Для закрепления навыков по оказанию самопомощи при угрозе развития системных аллергических реакций слушателям предлагается решать ситуационные задачи.
Цель третьего занятия — изучение принципов элиминации причинно-значимых аллергенов как первого и необходимого этапа в комплексном лечении аллергических заболеваний. Проводится объективная оценка различных методов выявления виновных аллергенов. Преподаватель знакомит слушателей с методикой постановки кожных проб, характеризуя их как безопасные и высокоинформативные, а также с показаниями к определению общего и специфических иммуноглобулинов класса Е. Больные должны знать опасные для них аллергены и уделять серьезное внимание соблюдению гипоаллергенного режима. Детально разбираются возможные пути уменьшения контакта с аллергенами домашней пыли, пыльцы, эпидермальными и пищевыми аллергенами. В конце занятия преподаватель подчеркивает важность соблюдения основных правил элиминации аллергенов, так как это может существенно облегчить течение аллергии, снизить потребность в лекарственных препаратах, а в ряде случаев надолго предотвратить симптомы болезни. Во взрослой аудитории на этом занятии также изучаются основы первичной профилактики аллергии.
На последнем занятии слушатели знакомятся с принципами терапии аллергических заболеваний, с основными группами препаратов, использующихся для лечения клинических проявлений аллергии. Подчеркивается необходимость проведения базисной терапии, назначенной аллергологом-иммунологом, обсуждаются преимущества и недостатки отдельных препаратов. Особый акцент делается на специфической иммунотерапии — высокоэффективном методе лечения и профилактики аллергических заболеваний, влияющем на иммунологические механизмы, лежащие в основе аллергической реакции.
Наряду с проведением образовательных программ в аллергошколах Москвы в каждом округе перед сезоном цветения растений организуются Дни больного аллергией, на которые приглашаются не только дети с аллергическими заболеваниями и их родители, но и врачи других специальностей, а также представители органов здравоохранения. В течение 1-1,5 ч врачи ведут беседы о симптомах поллиноза, отличиях аллергического ринита от простудных заболеваний. Освещаются новые современные подходы к терапии аллергических заболеваний и их профилактике. Слушатели имеют возможность задать вопросы аллергологу-иммунологу, представителю органов здравоохранения или любому из присутствующих специалистов. Опыт показывает, что наиболее оживленно проходят встречи с родителями больных детей. Родителей интересует, можно ли вылечиться от аллергии, какие лекарства следует предпочесть, повлияет ли заболевание на обучение ребенка и на дальнейший выбор им специальности, как быть с занятиями спортом и где лучше проводить каникулы. Для детей в фойе в это время организуются выступления артистов, проводятся конкурсы. Проведение Дня больного аллергией дает возможность еще раз привлечь внимание врачей разных специальностей, представителей органов здравоохранения и широкого круга общественности к проблемам аллергии.
Для оценки влияния образовательных программ на регулярность выполнения рекомендаций по соблюдению гипоаллергенного режима, проведение фармакотерапии и, как следствие, на симптомы заболевания и качество жизни было проведено анкетирование слушателей аллергошкол до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения. Анкеты заполнили 50 взрослых с круглогодичным аллергическим ринитом/риноконъюнктивитом (КАР) и 50 родителей детей с КАР.
Клиническая характеристика больных КАР и сопутствующие аллергические заболеваний представлены в табл. 2 и табл. 3.
До обучения в аллергошколах на основной вопрос «Соблюдаете ли вы рекомендации по элиминации аллергенов?» 84% взрослых больных ответили утвердительно. Однако анализ ответов на следующие вопросы убедил нас в том, что не всегда утверждения больных относительно соблюдения ими гипоаллергенного режима соответствуют действительности. Конкретные шаги, направленные на уменьшение контакта с аллергенами клещей домашней пыли, заключаются в замене подушек и одеял. Но 60% больных по-прежнему спали на перьевых подушках, а 70% укрывались шерстяными одеялами, которые являются излюбленным местом обитания клещей домашней пыли. После обучения не заменили подушки и одеяла только 3 и 7 человек соответственно; в семьях больных больше внимания стали уделять проведению влажной уборки и использованию специальных очистителей воздуха.
Спектр препаратов, использующихся больными для снятия симптомов аллергии, после посещения занятий также изменился. Меньше стали применяться сосудосуживающие капли, которые вызывают ряд нежелательных явлений и осложнений; удалось преодолеть стероидофобию.
Родители больных детей оказались более дисциплинированными и исполнительными — по рекомендации аллерголога в 80% семей еще до обучения в аллергошколе старые подушки заменили на синтетические, которые регулярно стирали.
Все 50 детей и 48 взрослых больных отметили за время, прошедшее после обучения в аллергошколе, четкую положительную динамику симптомов КАР. Кроме того, все больные дали положительную оценку работе аллергошколы.
Литература