Безопасное решение проблемы острых кишечных инфекций |
|
Екатерина Иванова
Есть болезни, которые преследуют человека всю жизнь, начиная с самого раннего детства. В первую очередь к ним относятся всем известная простуда и острые кишечные инфекции (ОКИ), которые каждый год поражают множество людей всех возрастов во всем мире. А в летний период заболеваемость ОКИ возрастает особенно сильно, и в первую очередь среди детей. К счастью, в арсенале современных медиков имеются надежные препараты, благодаря которым борьба с кишечными инфекциями становится не только быстрой и эффективной, но и вполне безопасной для организма пациента.
Острые кишечные инфекции прочно удерживают одно из первых мест по распространенности. Наверное, почти каждый человек имеет собственный неприятный опыт знакомства с этими заболеваниями. И относиться к ним нужно со всей серьезностью, ведь без адекватного лечения ОКИ может представлять серьезную опасность для жизни и здоровья человека. Согласно печальной статистике ВОЗ, ежегодно острые диареи становятся причиной смерти более миллиона человек во всем мире, причем большинство летальных исходов приходится на самую младшую возрастную группу пациентов. В России каждый год регистрируется 500 тыс. случаев ОКИ, однако, по мнению специалистов, ситуация на самом деле может быть намного хуже. Дело в том, что за медицинской помощью обращается далеко не каждый человек, заметивший у себя или своего ребенка симптомы, характерные для ОКИ, и значительное количество случаев остается за пределами медицинской статистики.
Причины развития ОКИ известны всем: это в первую очередь недостаточное соблюдение правил элементарной гигиены, употребление в пищу плохо вымытых овощей, зелени и фруктов, некачественных продуктов питания. Очевидно, что максимальному риску в этих условиях подвергаются дети. Необходимо с самого раннего возраста прививать малышу любовь к чистоте и порядку. Такие простые привычки, как мытье рук перед едой и аккуратное обращение с животными, сами по себе помогут защитить ребенка от заболевания. Недаром врачи говорят, что дети болеют ОКИ столько, сколько им позволяют родители. Однако чем младше ребенок, тем труднее ему соблюдать все предписания взрослых. Вероятность инфицирования особенно высока в первые годы жизни, когда человек впервые начинает двигаться самостоятельно, исследовать окружающий мир. Критическим моментом является также период отнятия ребенка от груди: в это время его организм испытывает дефицит факторов иммунитета, которые в большом количестве содержатся в материнском молоке, и особенно подвержен заражению болезнетворными микроорганизмами.
Возбудители ОКИ разнообразны: это в первую очередь представители патогенных видов бактерий, а также грибов, вирусов и простейших, которые встречаются несколько реже. Распространенность того или иного возбудителя в окружающей среде зависит от местности и времени года, в частности, в летний период создаются наиболее благоприятные условия для заражения патогенными микроорганизмами.
Заболевание может начинаться бурно или постепенно, в зависимости от вида возбудителя. При появлении первых симптомов ОКИ, к которым относятся жидкий стул, тошнота, рвота, во многих случаях повышение температуры, необходимо сразу же начать лечение. Основной задачей при этом является подавление развития патогенных микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте больного и устранение инфекции в возможно короткие сроки. В настоящее время при поступлении пациента с ОКИ в клинику ему назначается так называемая эмпирическая терапия, т.е. предлагается препарат, обладающий наиболее широким спектром действия, который эффективен против большинства потенциальных возбудителей заболевания.
На сегодняшний день наиболее перспективными антибактериальными средствами, предназначенными для лечения ОКИ, в т.ч. в качестве препаратов первого выбора для эмпирической терапии, являются лекарства на основе нифуроксазида. Это вещество имеет целый ряд преимуществ по сравнению с большинством антибиотиков, которые применялись при кишечных инфекциях ранее.
Нифуроксазид — противомикробный препарат широкого спектра действия, активный в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий. В список чувствительных к нему патогенных микроорганизмов входят практически все распространенные возбудители ОКИ, встречающиеся в нашей стране: Staphylococcus, Streptococcus, Clostridium, Escherichia coli, Salmonella, Shigella, Enterobacter, Campylobacter и др. При этом до сих пор в России не было выявлено случаев устойчивости к нифуроксазиду болезнетворных микроорганизмов.
Известно, что проблема лекарственной устойчивости, или резистентности бактерий к антибиотикам, в современном мире стоит очень остро. Это явление объясняется постепенным распространением между популяциями патогенных бактерий особых генов, позволяющих им обезвреживать молекулы токсичного для них лекарственного вещества. В результате многие виды антибиотиков в течение нескольких лет теряют свою эффективность и уже не могут применяться в клинической практике. В полной мере это относится и к лечению ОКИ. Нифуроксазид появился на отечественном рынке относительно недавно, и, как считают эксперты, у медиков имеются в запасе еще долгие годы его активного применения без потери эффективности терапии.
Особого внимания заслуживает безопасность препаратов на основе нифуроксазида. В настоящее время это один из немногих противомикробных агентов, разрешенных к применению у детей самого младшего возраста. Применять такой препарат можно у детей старше 1 месяца, в тот период, когда использование подавляющего большинства антибиотиков недопустимо или может оказывать тяжелое побочное действие. Детская лекарственная форма нифуроксазида выпускается в виде суспензии, обладающей приятным вкусом, ее удобно дозировать и принимать.
Нифуроксазид не всасывается в кишечнике, оказывая свое терапевтическое влияние в пределах желудочно-кишечного тракта, чем и объясняется отсутствие у него системных эффектов и выраженного побочного действия. Доказано, что это антибактериальное средство не образует каких-либо активных метаболитов в организме человека и выводится в основном с каловыми массами в неизмененном виде.
Биоценозсберегающий эффект препаратов на основе нифуроксазида — еще одно важное их преимущество. Дело в том, что подавляющее большинство противомикробных препаратов устраняет не только возбудителей заболевания, но и представителей здоровой микрофлоры, которые в норме населяют кишечник человека. Эти полезные бактерии выполняют ряд важнейших функций в желудочно-кишечном тракте: защищают кишечник от вторжения патогенных микроорганизмов, активно участвуют в пищеварении и облегчают усвоение питательных веществ, вырабатывают некоторые виды витаминов и биологически активных соединений, оказывают существенное влияние на процессы энергетического обмена. Сегодня ученые зачастую называют совокупность бактерий нормальной микрофлоры кишечника еще одним органом человеческого тела, участвующим в метаболизме. Применение антибиотиков приводит к серьезным изменениям состава кишечной микрофлоры, что в свою очередь является причиной расстройств пищеварения и ослабления иммунитета. Причем для детского организма такие нарушения оказываются особенно вредными.
С целью восстановления нормального состава микрофлоры после курса приема антибиотиков врачи обычно рекомендуют специальные препараты — пробиотики и пищевые добавки. Выгодное отличие нифуроксазида заключается в том, что он не оказывает влияния на нормальное сообщество кишечных бактерий. После окончания приема препарата происходит быстрое и полное восстановление баланса микрофлоры и нормальной работы желудочно-кишечного тракта пациента.
Таким образом, нифуроксазид оказывается практически незаменимым средством при лечении ОКИ у детей первого года жизни. Не менее эффективен препарат и при лечении взрослых пациентов, для которых он выпускается в оптимальной лекарственной форме.
В нашей стране уже накоплен достаточный опыт применения нифуроксазида, в т.ч. в детских отделениях больниц. Клиническая практика показывает, что лекарственные средства на его основе могут с успехом использоваться в качестве препаратов первого ряда при лечении ОКИ бактериальной этиологии у пациентов всех возрастов.
Статья опубликована в газете "Фармацевтический вестник"