Уровень циркулирующего лептина в крови у больных с метаболическим синдромом и сахарным диабетом 2-го типа. |
|
И.Н. Кондрацкая, К.П. Зак, Б.Н. Маньковский, С.В. Мельниченко, Л.В. Корпачева-Зинич, В.Д. Король.
ГУ «Институт эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко АМН Украины», г. Киев.
Метаболический синдром (МС) и предиабет являются чрезвычайно распространенными состояниями. МС диагностируется у 1/3, а предиабет – у 1/6 части всего взрослого населения развитых стран и городского населения развивающихся стран. Эти состояния ассоциируются с риском развития сахарного диабета 2-го типа (СД) и сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) – основных причин летальных исходов в мире [1, 17].
Согласно современным представлениям, абдоминальное ожирение – одна из главных причин развития инсулинорезистентности (ИР), МС, СД, ССЗ. Жировая ткань, как показали недавние исследования, является не только главным депо энергии в организме, но и мощным эндокринным органом, продуцирующим и секретирующим ряд важных цитокинов, которые получили название адипоцитокинов [4, 11, 16]. Среди адипоцитокинов особо важную роль играет лептин – негликозилированный пептид с молекулярной массой 16 кДа, принадлежащий к семейству интерлейкина(ИЛ)-6. Он синтезируется преимущественно адипоцитами и одновременно представляет собой цитокин и гормон, так как обладает и аутокринно/паракринным, и дистантным действием. Кроме того, он способен индуцировать синтез других цитокинов, таких как ИЛ-1a, ИЛ-6, фактор некроза опухоли a и др. По своему физиологическому действию лептин многофункционален, принадлежит к основным центральным регуляторам аппетита, массы тела и энергетического баланса, которые контролируются нейронами гипоталамуса по принципу обратной связи. Существует мнение, что лептин тормозит секрецию инсулина и играет важную роль в регуляции углеводного и жирового обмена. Показано, что секреция лептина особенно повышается при ожирении. На основании этого высказывается мнение, что определение уровня лептина в крови может служить одним из маркеров ожирения у человека [5, 7, 8, 14, 17]. Однако данные литературы, касающиеся роли лептина в патогенезе МС, СД и CCЗ и их связи с ожирением, неоднозначны, порой противоречивы.
Целью работы явилось исследование уровня лептина в крови у больных с сахарным диабетом 2-го типа и метаболическим синдромом, а также его корреляции с основными компонентами метаболического синдрома.
Материал и методы
Обследованы 56 больных в возрасте 30–70 лет, которые были распределены на следующие группы: больные с СД в сочетании с МС; больные с СД без МС; больные с МС без СД. Контрольную группу составляли 40 лиц с нормогликемией, сопоставимых по полу и возрасту, их разделили на две подгруппы: с избыточной массой тела (индекс массы тела (ИМТ) 25,0–29,9 кг/м2) и ожирением (ИМТ 30 кг/м2 и более) (ИМ/Ож) и с нормальной массой тела (ИМТ менее 25 кг/м2). Следует отметить, что в исследование не включали пациентов с перенесенным инфарктом миокарда и инсультом, а также со злокачественными новообразованиями, острыми и тяжелыми хроническими воспалительными процессами. До обследования пациенты не принимали антигипергликемической, гиполипидемической и антигипертензивной терапии.
Диагноз СД определяли согласно рекомендациям экспертов ВОЗ, а МС – согласно критериям ATP III (2001) [9].
При антропометрическом исследовании у пациентов определяли массу тела, окружность талии (ОТ) и бедер (ОБ) с последующим расчетом индекса абдоминального ожирения (ИАО) и ИМТ.
Уровень глюкозы в сыворотке венозной крови определяли глюкозооксидазным методом, уровень инсулина – радиоиммунным методом с использованием набора реактивов фирмы «Insulin-IRMA» (Чехия). Для характеристики ИР тканей использовали индекс НОМА, который вычисляли по формуле: IґG/22,5, где I – уровень инсулина натощак (мкМЕ/мл), G – уровень глюкозы натощак в плазме венозной крови (ммоль/л) [12], а также индекс QUICKI, который рассчитывали по формуле: 1/(logG+logI) [6]. Уровень общего холестерина (ХС), триглицеридов (ТГ), липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) определяли с помощью реактивов фирмы «Bio-Sistem» (Испания); уровни ЛПНП и ЛПОНП рассчитывали по известным формулам. Уровень лептина в крови определяли иммуноферментным методом («ELISA») с помощью спектрофотометра «Stat-fax 1200» и наборов реактивов фирмы «DRG» (Германия). Статистический анализ проводили с помощью стандартного пакета «Excel», используя критерий Стьюдента. Различия считали статистически достоверными при Р<0,05.
Результаты и их обсуждение
У пациентов всех трех групп были увеличены масса тела и степень абдоминального ожирения по сравнению с таковыми в контрольной группе. Наиболее выраженное ожирение наблюдали в группе больных с СД в сочетании с МС не только относительно контрольных групп, но и группы больных с СД без МС.
Как известно, нарушение липидного обмена достаточно часто встречается у больных с СД. Кроме того, существует мнение, что именно дислипидемия является характерным ядром МС. Это побудило нас к исследованию содержания липидов в плазме крови у пациентов с целью получения дополнительной информации о характере изменений липидного обмена в зависимости от наличия у них других параметров МС. Проведенные исследования показали, что уровень ХС был достоверно выше у больных с СД и МС и у больных с МС по сравнению с таковыми в контрольной группе. У больных с СД без МС уровень ХС достоверно не отличался от такового в контрольной группе. Обращает на себя внимание то, что уровни ТГ и липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) у больных с СД без МС не отличались от таковых в группе здоровых лиц, тогда как в контрольной группе лиц с ИМ/Ож достоверно были выше, чем в контрольной группе лиц с ИМТ < 25 кг/м2. Такие изменения в липидном спектре крови можно объяснить тем, что при снижении чувствительности тканей к инсулину отмечается повышение синтеза ЛПОНП и снижение клиренса ТГ. Полученные нами результаты изучения липидного спектра крови при СД с МС и без него в основном согласуются с данными литературы [16], и вместе с тем они позволили более детально дифференцировать группы пациентов, у которых определялось содержание лептина.
Важной информацией явилось также определение ИР периферических тканей. В группах больных с МС с гипер- и нормогликемией была выявлена гиперинсулинемия (см. таблицу) по сравнению с лицами с гипер- и нормогликемией без ожирения, что наводит на мысль о ее компенсаторном характере на фоне ИР тканей. Об этом также свидетельствует снижение индекса QUICKI в группах больных и контрольной группе с ИМ/Ож относительно здоровых лиц. Наиболее выраженную ИР согласно индексу НОМА наблюдали у больных с СД в сочетании с МС. У больных с СД без МС не выявляли ИР, что указывает на различные патогенетические механизмы развития СД на фоне ожирения и без ожирения. Очевидно, что у пациентов без МС СД развивается на фоне снижения функции b-клеток поджелудочной железы, тогда как у лиц с МС основным патогенетическим механизмом развития СД является ИР периферических тканей. Кроме того, выраженная ИР была выявлена у больных с МС с нормогликемией. Обращает на себя внимание достоверное повышение индекса НОМА в контрольной группе с ИМ/Ож относительно здоровых лиц с ИМТ < 25 кг/м2.
При определении содержания лептина в сыворотке крови здоровых лиц было выявлено гендерное различие, то есть у женщин уровень лептина был значительно выше ((14,5±2,3) нг/мл), чем у мужчин ((6,1±3,3) нг/мл), что согласуется с данными литературы [2, 3, 13]. В то же время, у практически здоровых женщин с ИМ/Ож наблюдали достоверное повышение уровня лептина в крови по отношению к таковому у лиц с ИМТ<25 кг/м2.
Наиболее высокое содержание лептина в крови наблюдали у женщин с МС как без СД, так и с СД. У больных с СД без МС концентрация лептина достоверно не отличалась от таковой у лиц с нормальной массой тела. Кроме того, у больных с нормогликемией и МС уровень лептина был достоверно выше, чем у больных с СД. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что повышение концентрации лептина в крови не связано с уровнем гликемии, а зависит от степени ожирения и, возможно, других признаков МС.
Установлено прямую корреляцию между уровнем лептина и массой тела у женщин с СД и МС (r=0,57, p<0,05). У мужчин уровни лептина в крови в группах больных с МС и СД и без СД достоверно не отличались от таковых в контрольной группе здоровых лиц.
В работе [3] указывается, что при СД характерен высокий уровень циркулирующего лептина, это не согласуется с полученными нами результатами. Однако в этих сообщениях не приводят каких-либо данных о степени ожирения пациентов. По-видимому, большая часть больных с СД, обследованных данными авторами, имели избыточный вес, а как известно, 80 % случаев СД сопровождается ожирением [11], что и отразилось в результатах исследования.
Интересные сведения нами были получены при сравнительном анализе содержания лептина и наличия ИР – одного из ключевых компонентов МС. Так, при изучении состояния ИР тканей с помощью индекса НОМА (см. таблицу) наиболее выраженную ИР наблюдали при МС и МС в сочетании с СД, то есть у лиц с высоким содержанием лептина в крови. Вместе с тем, у больных с впервые выявленным СД без МС, имеющих низкое содержание лептина в крови, ИР не выявляли. Полученные данные подтверждаются в работе [8], в которой уровень лептина в крови положительно коррелирует с ожирением и ИР и может служить их маркером. Выявленное снижение чувствительности тканей к инсулину и некоторое повышение уровня лептина у обследованных с нормогликемией и избыточной масой тела/ожирением указывает на возможность появления ИР у таких лиц задолго до развития у них МС, что в дальнейшем может способствовать возникновению у данных пациентов ССЗ и впоследствии приводить к СД.
Выводы
Литература
Укркардіо