Электронная сигарета - маркетинг на психологии |
|
Панов Степан
Результаты собственного исследования, проведенного автором в Сети Интернет, в котором изучались отзывы конкретных курильщиков на применение электронных сигарет для того, чтобы бросить курить.
Продажи электронных сигарет во всем мире растут. Объяснить такое явление очень просто. "Традиционное" курение становится все более непопулярным и затратным занятием. Курильщикам существенно и планомерно сокращается "жизненное пространство", пачки сигарет становятся все более уродливыми, цены на табачные изделия постоянно растут.
Курить сигареты становиться и некомфортно и непрестижно: т.е. реально снижается качество двух, пожалуй, самых главных социальных критериев современной жизни.
Такое положение вещей заставляет многих курящих людей задуматься о своем отношении к табаку. Казалось бы, единственное разумное решение в этой ситуации - это бросить курить по-настоящему и навсегда. Ан нет, разум человека устроен весьма своеобразно. Чтобы получить привычное "удовольствие" курильщик предпочитает не бросить курить, а начать активно обманывать самого себя.
В этом ему охотно помогут. Разумеется, за его же деньги. Электронная сигарета - отличный коммерческий проект, основанный на простом понимании устройства "мозгов" большинства людей. Причем, не обязательно курящих.
Многие курильщики хотят быстрого и легкого решения своей проблемы; но при этом они ничего в своей жизни менять не хотят. Маркетологи электронной сигареты говорят им - нате! Далее следует перечень выгод от перехода на новый, "электронный" вид курения. Клиент с радостью хватает наживку, так как она полностью совпадает с его ожиданиями. Знание психологии срабатывает на 100% - на электронные сигареты "покупаются" люди любого уровня интеллекта. Среди них встречаются даже весьма неглупые и довольно известные.
По этому поводу я даже провел свое небольшое расследование в Сети Интернет.
Электронная сигарета была разработана в 2004 году в Китае. Изобретение, что называется, прижилось; электронные сигареты активно продаются не только в Поднебесной, но и во многих других странах. В основном, это не самые бедные государства - в их числе США, Бразилия, Канада, Финляндия, Израиль, Ливан, Нидерланды, Швеция, Турция и Великобритания.
Покупают электронные сигареты люди двух типов.
Первый тип - эксцентричные люди. Главная цель "курения" в данном случае - привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. Как правило, за счет некоторой необычности, "новизны" изделия и процесса цель бывает достигнута. В этом случае употребление электронных сигарет имеет хотя бы какой-то практический смысл.
Другое дело, когда истинные курильщики пытаются использовать электронные сигареты как "лечебное" средство ( второй тип покупателей). Попытки бросить курить таким образом, для курильщиков с большим стажем не имеют больших перспектив.
Я просмотрел несколько десятков высказываний на эту тему в интернете:
- как в Рунете, так и на иноязычных страницах.
Причем, делал это на протяжении трех месяцев - в течении лета 2010. Находил комментарий или отзыв конкретного человека, оставлял такую электронную страницу в закладках и периодически возвращался на нее.
Даже поверхностный анализ высказываний показывает, что практически все "электронные курильщики" проходят через две стадии своего отношения к электронным сигаретам.
Первая стадия - эмоциональный подъем, эйфория, у некоторых доходящая до бурного восторга. Ощущение свободы от сигарет, снижение тяги к табаку и т.д. На этой стадии люди пишут комментарии в блогах или сетях очень часто, порой ежедневно.
С течением времени, восторженный тон комментов становится более сдержанным. Наступает вторая стадия.
Через месяц-полтора общий смысл высказываний становится примерно таким: "это не совсем то" или же "это совсем не то, чего я ожидал". Самое интересное, что многие вообще перестают обсуждать эту тему.
Я специально таким людям в контактах задавал вопросы, типа - помогли вам электронные сигареты или нет? Как вы уже догадались, ответа я не получил...
Предоставляю вам сделать свои личные выводы о пользе такого вида курения. На мой взгляд...
Эффективность применения электронных сигарет в целях отказа от курения - не более, чем обычный маркетинговый миф от их производителя.