Новое в кардиологии |
|
Краткосрочные исследования показали эффективность использования комбинированной терапии как стартовой в лечении артериальной гипертензии (АГ). Цель настоящего исследования — оценить, имеет ли комбинация алискирена и амлодипина преимущества перед монотерапией в обеспечении более раннего контроля артериального давления (АД) и уменьшении числа побочных явлений.
Исследование было спланировано как двойное слепое рандомизированное в параллельных группах. Оно проводилось в 146 центрах в период с 28 ноября 2008 г. по 15 июля 2009 г. Включались пациенты с АГ в возрасте старше 18 лет, которые имели систолическое АД 150–180 мм рт.ст. Пациенты в соотношении 1 : 1 : 2 получали 150 мг алискирена + плацебо, 5 мг амлодипина + плацебо или 150 мг алискирена + 5 мг амлодипина. Рандомизация проводилась через центральную интерактивную голосовую систему. С 16-й по 32-ю неделю все пациенты получали комбинированную терапию 300 мг алискирена +10 мг амлодипина. Первичная конечная точка — определение степени снижения систолического АД от исходного на 8-й и 24-й неделе.
Было рандомизировано 318 пациентов в группу алискирена, 316 — в группу амлодипина и 620 — в группу комбинированной терапии. Данные, доступные для анализа, были получены у 315, 315 и 617 больных. У пациентов, получавших комбинированную терапию, наблюдалось на 6,5 мм рт.ст. большее снижение среднего систолического АД, чем у получавших монотерапию (P < 0,0001). На 24-й неделе, когда все пациенты были на комбинированной терапии, различия составили 1,4 мм рт.ст. Побочные явления стали причиной отмены лечения у 85 пациентов (14 %) в группе «алискирен + амлодипин», 45 (14 %) — в группе алискирена и 58 (18 %) — в группе амлодипина. Побочными явлениями были отеки, гипотензия или ортостатическая гипотензия.
Таким образом, комбинированная терапия «алискирен + амлодипин» может быть рутинно рекомендована для лечения пациентов с уровнем систолического АД больше 150 мм рт.ст.
Дигидропиридиновые антагонисты кальция (ДАК) широко используются в лечении артериальной гипертензии (АГ) в Восточной Азии. В настоящем исследовании Азиатская тихоокеанская ассоциация сердца сделала суммарный анализ результатов контролируемых исследований, которые проводились в Восточной Азии и в которых сравнивали антигипертензивную эффективность ДАК и представителей других классов антигипертензивных препаратов. В этих исследованиях проводили амбулаторное мониторирование артериального давления (АД), оценивали поражение органов-мишеней и частоту развития сердечно-сосудистых осложнений. В 11 исследованиях осуществляли суточное мониторирование АД и показали, что ДАК в большей степени снижают АД, чем другие классы антигипертензивных препаратов, — средние различия составили 5 мм рт.ст. по систолическому АД и 3 мм рт.ст. — по диастолическому. В 12 исследованиях сравнивали влияние ДАК и других классов препаратов на поражение органов-мишеней. Результаты были аналогичными. В 4 исследованиях изучалось влияние на частоту развития осложнений. Эти исследования, хоть и имели ограничения по статистической силе, подтвердили данные ранее проведенных в этом регионе, Европе и Северной Америке исследований о том, что ДАК обеспечивают наибольшую защиту против инсульта, а такие препараты, как амлодипин, например, обеспечивают такую же защиту и против инфаркта миокарда.
Таким образом, ДАК должны быть рекомендованы как предпочтительные препараты для улучшения контроля АГ и противостояния возникновению инсульта и ишемической болезни сердца (J.G. Wang, K. Kario, T. Lau et al. // Hypertens Res. — 2011 Jan 13 [Epub ahead of print]).
У пожилых людей, которые придерживаются средиземноморской диеты (СрД), скорость снижения когнитивной функции замедляется. Такое сообщение было сделано после опубликования результатов исследования C.C. Tangney из отделения клинического питания медицинского центра университета Rush (Чикаго, США). Данная диета не только полезна для сердца, но и способствует лучшему функционированию мозга.
В чикагский проект «Здоровье и возраст» было включено 3790 участников в возрасте старше 65 лет (средний возраст — 75,4 года). Все участники подвергались стандартному тестированию по оценке когнитивной функции как минимум дважды с интервалом 3 года. Исследователи использовали модифицированную версию Гарвардской анкеты питания для определения двух диетических показателей. Один из них был традиционным показателем средиземноморской диеты, которая богата оливковым маслом, рыбой, фруктами и овощами, отличаеися умеренным количеством вина и низким содержанием молочных продуктов и красного мяса. Другой показатель — индекс здорового питания-2005 (ИЗП-2005), определение которого основывалось на рекомендациях по диетическому питанию 2005 года в Америке. Максимальное количество баллов по СрД, которое соответствует полной приверженности, составляет 55. У участников данного исследования он был 28,2. Максимальное количество баллов по шкале ИЗП-2005 составляет 100. В группе обследованных он составил в среднем 61,2. Участники с более высокой приверженностью к СрД чаще были белыми, некурящими, употребляющими мультивитамины, более образованными, с меньшим индексом массы тела. Они имели более низкую частоту распространения инсульта, артериальной гипертензии и депрессии, более высокий балл исходной когнитивной функции. Кроме того, у них наблюдалась меньшая скорость снижения когнитивной функции после стандартизации по возрасту, полу, расе, образованию, участию в когнитивной активности. При сравнении двух лиц, которые имели разницу в 10 баллов по СрД-шкале, оказалось, что тот был моложе когнитивно на 3 года, кто имел более высокий балл. Напротив, более высокий балл по шкале ИЗП-2005, который указывает на меньшее потребление рыбы, растительной пищи и умеренное употребление алкоголя, не ассоциировался с исходно лучшей когнитивной функцией или меньшей скоростью снижения когнитивной функции. До недавнего времени это наблюдалось в популяции людей в Греции. Теперь получены аналогичные данные для другой популяции, что говорит о важности внедрения СрД.
Объяснением данного влияния диеты на функцию мозга может быть то, что диета способствует снижению маркеров оксидативного стресса и изменению активности анти- и провоспалительных маркеров, которые играют роль в патогенезе сосудистых заболеваний и болезни Альцгеймера. Также возможно, что СрД может предупреждать или уменьшать проявления цереброваскулярного заболевания или может влиять на b-амилоид или метаболизм.
Важно обучать, поддерживать и мотивировать пациентов делать подобные диетические изменения в своем образе жизни, что может способствовать защите их мозга от стремительного ухудшения когнитивной функции (published online December 22, 2010 in the American Journal of Clinical Nutrition).
Как показало последнее исследование, курение матери во время беременности может способствовать повышению артериального давления (АД) у детей в возрасте до 5 лет. В дальнейшем это может привести к повышению риска возникновения кардиоваскулярных событий. Эти данные имеют важную педиатрическую перспективу в предупреждении и сдерживании активного и пассивного курения. Запрещение курения дома и в публичных местах может иметь долгосрочные благоприятные последствия в предупреждении развития кардиоваскулярных осложнений даже детей младшего возраста.
Исследователи измерили АД у 4236 дошкольников (средний возраст — 5,7 года) и проанализировали привычки их родителей с помощью вопросника. В целом 28,5 % отцов, 20,7 % матерей и в 11,9 % случаев — оба родителя курили. Дети, у которых родители курили, имели более высокий уровень АД, чем те, у которых родители не курили. Средний уровень систолического (САД) и диастолического (ДАД) АД составил 100/62 и 101/62,6 мм рт.ст. (Р = 0,0001 для САД и Р < 0,05 для ДАД). Количество сигарет, которое выкуривали матери, но не отцы, коррелировало с уровнем САД у детей (P < 0,03). Возможно, говорят исследователи, объяснением этого может быть то, что матери в основном курят дома, а отцы основную массу сигарет потребляют на рабочем месте. Независимое влияние курения на уровень САД сохранялось и после стандартизации по весу при рождении, наличию АГ у матери во время беременности. Дети курящих родителей имели на 21 % большую вероятность наличия САД, на 15 % превышающего уровень в общей популяции детей их возраста, чем дети некурящих родителей.
Таким образом, внедрение модификации образа жизни у всех членов семьи может стать важной стратегией снижения кардиоваскулярного риска у будущих поколений (Сirculation. — 2011).
Исследователи сообщают, что назначение кандесартана пациентам с сердечной недостаточностью может снижать риск смерти от всех причин по сравнению с назначением лозартана. Оба препарата относятся к группе блокаторов рецепторов ангиотензина II. Однако кандесартан имеет большее сродство с рецепторами, что может влиять на долгосрочный прогноз. Исследования invitro показали, что лозартан связывается с рецепторами не жестко, со временем диссоциации от нескольких секунд до нескольких минут, обеспечивая «мягкий» преодолимый антагонизм. Кандесартан связывается жестко, и время диссоциации составляет 120 минут, обеспечивая непреодолимый антагонизм.
Используя данные Шведского регистра сердечной недостаточности, Lund с соавторами определили 1- и 5-летнюю выживаемость 2639 пациентов с сердечной недостаточностью, которых лечили кандесартаном, и 2500 пациентов, которых лечили лозартаном, в период с 2000 по 2009 год (средний возраст пациентов — 74 года). Оказалось, что выживаемость была выше среди пациентов, получавших кандесартан, по сравнению с лозартаном: 90 % против 83 % за первый год, 61 и 44 % — за 5 лет (log-rank Р < 0,001). Мультивариантный анализ показал, что лозартан ассоциируется с большим риском смерти (на 43 %), чем кандесартан (Р < 0,001). Даже после стандартизации по возрасту, году включения в исследование, длительности существования и выраженности сердечной недостаточности более высокий риск смерти на лозартане сохранялся.
Данное исследование не было рандомизированным, поэтому идеально было бы подтвердить данные настоящего исследования данными рандомизированных исследований (JAMA. — 2011. — Vol. 305. — P. 175-182).