Мероприятия по санитарной охране водных объектов |
|
Комплекс мероприятий по санитарной охране водных объектов включает: законодательные, планировочные, научные (гигиенические), технологические и санитарно-технические.
Законодательные мероприятия - это свод законов и законодательных государственных актов (или официальных документов), в которых отображены политика правительства страны, стратегия и тактика деятельности министерств (в частности, Министерства здравоохранения, Министерства экологии и природных ресурсов), учреждений (в частности, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения страны), ведомств, предприятий и отдельных физических лиц в области охраны водоемов, их права и обязанности, а также те гигиенические требования, соблюдение которых предупреждает отрицательное влияние водоемов на здоровье населения и обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности в населенных пунктах.
Охрана водных объектов в нашей стране - конституционная обязанность каждого гражданина Украины. В разделе II "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Украины, в частности в ст. 50, сказано, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасное для жизни и здоровья окружение и возмещение вреда, нанесенного нарушением этого права. Закон гарантирует каждому право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также на распространение такой информации. Это согласуется со ст. 9 "Экологические права граждан Украины" раздела 2 Закона Украины об охране окружающей природной среды.
Один из главных законов в области санитарной охраны водных объектов - "Водный кодекс Украины", принятый Постановлением Верховной Рады Украины от 6.06.1995 г. в ст. 95 (раздел IV "Охрана вод", глава 20 "Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения), указывает, что все водные объекты подлежат охране от загрязнения, которое может ухудшить условия водоснабжения, наносить вред здоровью людей, ухудшать условия существования животных и вызывать другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к природному очищению, нарушения гидрогеологического и гидрологического режимов. Отдельные статьи "Водного кодекса" посвящены требованиям к качеству воды, используемой для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, условиям выпуска сточных вод в водные объекты (ст. 70), запрету сбрасывать в водные объекты отходы и мусор (ст. 99), вводить в действие предприятия, которые влияют на состояние воды (например, не имеющих очистных сооружений необходимой мощности (ст. 98), предупреждению загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений (ст. 103), охране водных объектов, зачисленных к категории лечебных (ст. 104).
Принимая законодательные акты в области охраны окружающей среды, правительство Украины параллельно решает вопросы и об органах, которые бы осуществляли государственный надзор за рациональностью природопользования. Так, согласно "Водного кодекса Украины" (раздел II "Государственное управление и контроль в отрасли использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов", ст. 13), осуществлять такой надзор должны Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по водному хозяйству, Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр. Согласно ст. 36, 37 (раздел II) на Министерство здравоохранения Украины возложены обязанности по разработке и утверждению ПДК химических, радиоактивных веществ в воде водных объектов, предназначенных для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, а также нормативов других показателей (общефизических, биологических) ее качества; определение степени загрязнения водных объектов и категории качества воды в них.
Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" (ст. 52, 53) определено, что с Министерством здравоохранения, учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в зависимости от уровней управления, согласовывают заключения государственной экологической экспертизы относительно производства, сохранения, транспортировки, использования, обезвреживания, захоронения токсических и других опасных для окружающей среды и здоровья людей веществ, на производство и использование новых штаммов микроорганизмов и биологически активных веществ.
Обязанности по контролю и соблюдению законодательства в отрасли охраны водоемов возложены не только на учреждения Министерства экологии и природных ресурсов, но и на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины. Это законодательно определено Постановлением Верховной Рады Украины № 4005-XII от 24.02.1994 г., принявшей "Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения". В этом законе в ст. 18 "Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам водопользования" указано, что вода открытых водоемов, которую используют для хозяйственно-питье¬вого водоснабжения, купания, спортивных занятий, организованного отдыха, с лечебной целью, а также вода водоемов в пределах населенных пунктов должна отвечать санитарным нормам. И это должно быть обеспечено именно теми предприятиями, учреждениями, организациями, которые используют водоемы для сброса сточных вод.
О том, что водоемы играют важную роль в жизни каждого государства, свидетельствует тот факт, что их правительства уделяют большое внимание охране водоемов. Так, с целью возрождения Днепра, третьей по величине реки Европы, со средним расходом 1700 м3/с (почти 80% водных ресурсов Украины), воды которой используют для водоснабжения 70% населения Украины, Постановлением Верховной Рады Украины № 123/97-ВР от 27.11.1997 г. утверждена "Национальная программа экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды". Правительства России, Казахстана, стран - членов СНГ уделяют большое внимание охране озера Байкал - уникального водоема, в котором сосредоточено 80% всех мировых запасов пресной воды, бассейнам Балтийского, Черного, Азовского морей, водоемов Арктического бассейна, Средней Азии и Казахстана, Ладожского озера, а также охране и улучшению санитарного состояния многочисленных малых рек. Возникла также потребность договариваться отдельным государствам о санитарной охране трансграничных бассейнов рек, которые протекают по территории нескольких государств (например, Дунай протекает по территории 8 государств Западной и средней Европы), береговой акватории моря соседних государств и др.
С целью рационального использования поверхностных вод в условиях осложнения взаимоотношений природы и общества еще в 1981 г. рядом европейских государств разработаны "Единые критерии качества вод". Они дают возможность усовершенствовать систему контроля и управления состоянием водных объектов как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. В основу документа положена единая система критериев качества вод, которая включала три класса: экологические, экономические и социально-политические.
В первом классе объединены критерии оценки внутриводоемных процессов и внешнего влияния на экосистему водного объекта. Эти критерии определяют условия формирования качества воды, а также учитывают специфические требования к отдельным видам водопользования. Классификация водных объектов с учетом экологических критериев предусматривает шесть классов вод: I - очень чистые; II - чистые; III - мало загрязненные; IV - загрязненные; V - очень загрязненные; VI - грязные. Второй класс включает критерии оценки рентабельности водопользования с учетом водоохранных мероприятий. Согласно классификации, по этим критериям выделяют три градации качества вод: I - желательную; II - допустимую; III - непригодную. В соответствии с этими градациями для каждого класса разработаны нормативы качества воды, которую используют для хозяйственно-питьевого водоснабжения, орошения сельскохозяйственных культур, водопоя животных и рыбохозяйственных целей. Третий класс регламентирует внутригосударственные (с учетом оптимизации водопользования) и межгосударственные водные отношения (с учетом взаимных интересов сторон). Система критериев этого класса дала возможность разработать классификацию качественного состояния водных объектов: с позиций их экологического благополучия и соответствия качества вод требованиям к отдельным видам водопользования.
В Украине действует СанПиН 4630-88 "Санитарные правила охраны поверхностных вод от загрязнения", согласно которым все поверхностные водоемы разделены на 2 категории независимо от характера их использования в населенном пункте: 1 -я категория - водоемы, которые используют как источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения; 2-я - водоемы культурно-бытового назначения (для отдыха, купания, занятия спортом и др.). Приведена также гигиеническая классификация водных объектов по степени загрязнения (допустимая, умеренная, высокая, чрезвычайно высокая) для разных видов водопользования. Кроме того, действует ГОСТ 2761-84, по которому водные объекты (поверхностные и подземные) разделены на 3 класса в зависимости от качества воды и ее соответствия гигиеническим нормативам.
При нарушении санитарного законодательства юридическими (ведомствами, учреждениями, предприятиями, организациями и др.) или физическими (гражданами) лицами в соответствии со ст. 42 Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" должностные лица санитарно-эпидемической службы (в частности, Главные государственные санитарные врачи и их заместители) применяют меры по пресечению нарушения. С этой целью могут быть приняты:
1) ограничение, временный запрет или прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, объекта и пр. (например, промышленного предприятия при нарушении условий сброса сточных вод в водоем);
2) ограничение, временный запрет или прекращение строительства, реконструкции (например, промышленного предприятия при отклонении от утвержденного проекта локальных очистных сооружений);
3) временный запрет производства, запреты использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов и пр. (например, запрещение использования определенных реагентов для водоподготовки при отсутствии их гигиенической регламентации и государственной регистрации);