Краснуха: симптомы, диагностика, лечение |
|
Краснуха - высококонтагиозное заболевание, которое проявляется сыпью и интоксикацией. Есть вероятность угрожающих жизни осложнений.
Клиническая классификация включает в себя следующие формы заболевания приобретённой краснухой:
1. Типичная (с сыпью), с вариантами:
а) краснуха только с сыпью;
б) краснуха с сыпью и лихорадкой;
в) краснуха с сыпью, лихорадкой и катаральными явлениями.
2. Атипичная (без сыпи) 20-30%,
3. Инаппарантная (бессимптомная).
По МКБ-10 выделяют:
В течении заболевания следует выделить четыре основных периода:
Узнать больше |
Сыпь при краснухе
Начальный (продромальный) период, как правило, короткий, чаще встречается у взрослых; явления продромы выражены слабо, могут вообще отсутствовать. Отмечаются:
Состояние больных в подавляющем большинстве случаев расценивается как удовлетворительное. Уже в этом периоде возможно появление лимфаденопатии.
Разгар заболевания характеризуется появлением сыпи.
Катаральные явления, лихорадка и другие симптомы интоксикации продромального периода не имеют склонности дальнейшему усилению в периоде разгара заболевания. Могут впервые появиться одновременно с сыпью.
Экзантема первоначально появляется на лице, шее и в течение нескольких часов распространяется по всему телу так быстро, что создается впечатление одномоментности высыпания. Локализуется преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, на спине и ягодицах. На коже передней поверхности живота, груди и особенно на лице высыпания бывают более скудными. На подошвах и ладонях экзантема отсутствует. Элементами сыпи служат круглые или овальной формы пятна розового цвета величиной от булавочной головки до чечевицы, иногда слегка приподнимающиеся над уровнем не изменённой кожи. Сыпь не имеет склонности к слиянию, держится от нескольких часов до 4 дней и исчезает, не оставляя пигментации.
Однако у взрослых больных сыпь нередко бывает обильной, может сливаться с образованием эритематозных полей, что затрудняет дифференциальную диагностику краснухи с корью и скарлатиной. У взрослых иногда появляются единичные геморрагии, в основном, в естественных складках кожи. У 20-30% больных сыпь может вообще отсутствовать.
Одновременно с экзантемой или опережая её у части больных на слизистой оболочке зева появляется энантема в виде мелких красных пятнышек (пятна Форхгеймера).
Лимфаденопатия появляется за 1-3 дня до появления сыпи или одновременно с ней, исчезает после угасания сыпи, но может сохраняться в течение последующих 2-3 недель. Характеризуется увеличением прежде всего заушных, затылочных, заднешейных, подчелюстных, реже других групп лимфатических узлов. Лимфаденопатия не всегда является постоянным симптомом краснухи.
Со стороны внутренних органов, как правило, отклонений не отмечается. В отдельных случаях, возможно увеличение печени и селезёнки. Могут появляться симптомы полиартрита (чаще встречаются у женщин), сохраняющиеся около 2-х недель.
При атипичном течении краснухи (20-30%) особенностью клинической картина заболевания является отсутствие сыпи.
Инаппарантные — бессимптомные формы болезни — диагностируются только на основании выявления специфических антител.
Клиническая картина синдрома врождённой краснухи (СВК) складывается из классической триады: катаракта, глухота, пороки сердца.
Формирование пороков развития плода зависит от сроков гестации. В случаях инфицирования женщины на 1-й неделе беременности поражение плода возникает в 75-80% случаев, на 2-4 неделе — в 61% случаев, на 5-8 неделе — 26-30% случаев, на 9-13 неделе — в 8% случаев. При инфицировании на 4-м месяце беременности врожденные пороки формируются в 1,4-5,7% случаев, на 5-м месяце и позже в 0,4-1,7%.
Частота мертворождений составляет около 10% при заболевании в I триместре беременности, 5% — во II и 2% — в III триместре беременности.
Специфические осложнения при приобретенной краснухе встречаются редко, преимущественно у взрослых.
Наиболее типичным осложнением являются доброкачественно протекающие острые артриты. Они возникают одновременно с появлением сыпи и могут продолжаться несколько недель. Чаще других поражаются коленные суставы, суставы кисти и лучезапястные суставы. Хронический краснушный полиартрит формируется крайне редко. Вирус краснухи при остром артрите обнаруживается в синовиальной жидкости, при хроническом — в крови.
К серьёзным, но довольно редко встречающимся (1 на 3000 случаев) специфическим осложнениям приобретённой краснухи следует отнести возможные кровоизлияния во внутренние органы (например, в глаза, головной мозг), обусловленные тромбоцитопенией и повышением сосудистой проницаемости. Описаны случаи тромбоцитопенической пурпуры.
К ещё более редким осложнениям относят развитие энцефалита, менингоэнцефалита и энцефаломиелита. Летальность при этих осложнениях достигает 20-50%.
Прогрессирующий краснушный панэнцефалит (ПКПЭ) прежде регистрировался исключительно у лиц с синдромом врождённой краснухи. Начиная с 1976 года были получены данные о возникновении ПКПЭ у пациентов, которые перенесли краснуху не внутриутробно, а в первые 1-2 года жизни и до появления симптомов ПКПЭ были здоровы.
ЭПКП, как правило, развивается на втором десятилетии жизни, протекает как медленная инфекция с летальным исходом. Возникает в результате реактивации персистирующего в нейронах ЦНС вируса краснухи.
Заболевание сопровождается прогрессирующим уменьшением количества нейронов, выраженным астроцитозом с образованием глиальных узелков в коре и других структурах мозга. Обширные процессы демиелинизации объясняются гибелью нейронов в результате реализации цитокиновых и иммунных механизмов, а также цитопатического действия вируса на олигодендроциты, нейроны или аксоны. О роли иммунных механизмов в патогенезе ПКПЭ, в частности, свидетельствует обнаружение в спинномозговой жидкости и сыворотке крови больных в РСК и РТГА противокраснушных антител IgG-класса в высоких титрах.
Проведенный сравнительный анализ соотношения их титров в ликворе и сыворотке крови дал основание говорить о синтезе этих антител в пределах ЦНС (при неповрежденном гематоэнцефалическим барьере). Вокруг сосудов ЦНС образуются лимфоцитарные и плазмоклеточные инфильтраты (муфты), образованные преимущественно CD4+, Т и В клетками. Развитие эксудативно-продуктивного васкулита также способствует прогрессированию дегенеративно-атрофических изменений тканей мозга.
Клинически ПКПЭ характеризуется развитием прогрессирующих нарушений интеллекта, и двигательных расстройств со смертельным исходом. В клинической картине появляются и медленно нарастают моторные и психические расстройства (сенсорных нарушения нет). Развивается парез лицевого нерва, который может сопровождаться подергиванием челюсти, речь замедляется, становится невнятной. Повышается мышечный тонус, развивается клонус стоп, больной не может стоять. Прогрессирует слабоумие.
В терминальной стадии возникают судорожные приступы с утратой сознания.
На ЭЭГ видны нарушения во фронтальных проводящих путях. Диагноз устанавливается, когда развивается прогрессирующее неврологическое повреждение на фоне повышения количества клеток, общего белка и гамма-глобулина в СМЖ, а также при выявлении повышенного титра антител к вирусу краснухи или при выделении вируса из ткани мозга. Специфическое лечение этого заболевания отсутствует.
Неспецифические осложнения при приобретённой краснухе: пневмония, отит, артрит, ангина — встречаются редко и обусловлены присоединением вторичной микробной флоры.
Прогноз при краснухе благоприятный, но в случаях развития энцефалита, менингоэнцефалита и энцефаломиелита летальность может достигать 20-40 %. При врожденной краснухе прогноз всегда серьезный, зависит от тяжести процесса и сроков беременности, на которых произошло заражение.
В практическом здравоохранении диагноз приобретённой краснухи устанавливается на основании клинико-эпидемических данных.
Острое развитие заболевания, протекающего с умеренной интоксикацией, катаральным воспалением в ротоглотке, лимфоаденопатией с преимущественным увеличением затылочных, шейных, заушных лимфоузлов, мелкопятнистой сыпью на неизменённом фоне кожи; групповой характер заболеваемости, установленный контакт пациента с больным краснухой в пределах трёх недель дают основания для клинической диагностики краснухи.
В гемограмме: для краснухи характерны умеренная лейкопения (нейтропения, редко — незначительное увеличение лейкоцитов), лимфоцитоз, плазмоцитоз (появление в крови плазматических клеток — до 10-20 %), СОЭ не измененено. У взрослых не исключено наличие нейтрофильного сдвига лейкоцитарной формулы влево. Нередко гемограмма остается неизменённой.
Закономерных изменений в биохимических показателях крови и в общем анализе мочи при краснухе также не наблюдается. В целях этиологической диагностики используются вирусологические и серологические методы, молекулярно-биологические (ПЦР).
Вирусологические методы основаны на культивировании вируса в культуре клеток с последующим выявлением его цитопатического действия, нейтрализации вируса специфической анти-сывороткой (PH), определением РНК вируса в ПЦР, обнаружение вирусных антигенов иммунологическими методами. Ввиду сложности выполнения вирусологические методики для диагностики краснухи в практическом здравоохранении не используются.
Серологические методы. Классический метод основан на выявлении специфических антител в различных реакциях. В настоящее время отдается предпочтение иммуноферментному анализу (ИФА).
Современные методы лабораторной диагностики краснухи включают использование молекулярно-генетического метода — ПЦР для выявления РНК вируса в различном биоматериале (слюна, плазма периферической крови, моча, смывы из носоглотки, спинномозговая жидкость). ПЦР является основным методом для верификации диагноза краснухи в ранние сроки заболевания (1-4 день болезни) с дальнейшим подтверждением серологических реакциях (ИФА). На более поздних сроках приоритет имеют серологические методы диагностики.
Дифференциально-диагностический поиск проводят с заболеваниями, протекающими с синдромом интоксикации, экзантемой, лимфоаденопатией, воспалительными изменениями в ротоглотке. Наибольшие затруднения у врача чаще всего возникают при проведении им дифференциального диагноза между краснухой и корью, краснухой и парвовирусной инфекцией.
В диагностике кори может существенно помочь выявление в клинической картине заболевания выраженной цикличности течения с наличием диагностически значимых симптомов для каждого из периодов. Для кори типичны более высокая и продолжительная чем при краснухе лихорадка, выраженные синдром интоксикации, катаральные проявления (ринит, конъюнктивит, сухой кашель, и т.д.), наличие пятен Бельского-Филатова-Коплика, этапное распространение и угасание крупной пятнисто-папулезной, обильной экзантемы на фоне неизмененного цвета кожных покровов, склонной к слиянию и последующему шелушению и пигментации.
Инфекционная эритема встречается чаще у детей, имеет зимне-весеннюю сезонность (в это время в детских коллективах отмечаются эпидемический подъем заболеваемости), протекает легко, характеризуется появлением яркой пятнистой сыпи на щеках (“нашлепанные” щеки). Иногда высыпаниям предшествует субфебрильная лихорадка. Чаще всего сыпь пятнисто-папулезная, имеет сетчатый, кружевной вид; она быстро распространяется на конечности (на туловище, ладонях и подошвах встречается крайне редко). Иногда сыпь бывает кореподобной, везикулёзной, геморрагической, зудящей.
Обычно экзантема через неделю проходит, но в течение последующих недель могут появляться новые преходящие волны высыпаний (после переохлаждения, стрессов и т.п.). У взрослых высыпания встречаются реже, или быть нетипичными — без характерной эритемы на лице. Чаще встречается артриты — с симметричным поражением суставов кисти и запястья, а также коленных суставов. Артриты обычно проходят через 3 недели, не оставляя деструктивных изменений.
Парвовирусная инфекция у больных с хроническими гемолитическими анемиями может спровоцировать внезапный апластический криз — привести к идиопатической аплазии эритроидного ростка. Почти у 10% беременных, перенесших парвовирусную инфекцию, плод погибает от тяжёлой анемии и сердечной недостаточности.
Диагноз парвовирусной инфекции устанавливают определением в ИФА специфических IgМ и IgG. Об острой инфекции свидетельствуют типичная клиническая картина и высокие титры специфических IдМ или выделение самого вируса. О ранее перенесенной инфекции — высокие титры специфических IgG.
Детская розеола ("внезапная экзантема”), вызывается герпесвирусом VI типа. Заболевание характеризуется внезапным подъемом температуры тела до 39,0-40,СТО. Высокая лихорадка держится 3-5 дней, затем температура критически снижается до нормальных цифр. Одновременно с лихорадкой или через несколько часов после повышения температуры появляется обильная полиморфная сыпь вначале на коже туловища (чаще на спине), затем она распространяется на кожу груди, живота и конечностей. На лице сыпь отсутствует или бывает очень скудной. Через 2-3 дня сыпь угасает, не оставляя пигментации.
Дифференциальный диагноз краснухи с гриппом, парагриппом, аденовирусной инфекцией, респираторно-синцитиальной инфекцией, скарлатиной следует проводить, предварительно изучив материалы данного методического пособия.
Необходимость госпитализации определяется тяжестью течения заболевания, а также риском эпидемического распространения инфекции в коллективах (детские учреждения с постоянным пребыванием воспитанников, общежития, стеснённые бытовые условия). Больные неосложнённой краснухой могут лечиться амбулаторно. Лечение симптоматическое, включает в себя соблюдение постельного режима, витаминотерапию, антигистаминные препараты, назначение НПВС при артритах.
В случае осложнения краснухи энцефалитом показана обязательная госпитализация, в ряде случаев в ОРИТ для проведение дезинтоксикационной, дегидратационной и, при необходимости, противосудорожной и глюкокортикостероидной терапии.
Выписка производится по клиническому выздоровления не ранее 7 дня с момента появления сыпи.