Абсцесс после укола |
|
Постинъекционный абсцесс — осложнение, которое возникает после внутривенного или внутримышечного введения (укола) лекарств. Он протекает и лечится не так, как другие абсцессы. Суть процесса в том, что формируется гнойный воспалительный очаг с расплавлением тканей в том месте, куда был поставлен укол.
Причина в большинстве случаев в том, что при постановке инъекции были нарушены правила антисептики и асептики. Пути попадания инфекции в ткани с нарушенной целостностью:
Другие возможные, но более редкие, причины:
В основном уколы делают в ягодицу, потому рассматриваемое осложнение часто возникает именно там. В этой зоне под кожей находится большое количество жира. Потому, если произошло заражение, инфекция будет развиваться активно именно в этом слое.
Вторая по частоте зона развития абсцесса после укола это бедра. Пациенты в таких случаях предпочитают самостоятельно делать уколы, потому вводят лекарство не в ягодицу, а в бедро. Если они не соблюдали правила асептики, то мягкие ткани могут инфицироваться.
Симптомы могут быть более или менее выражены. Это зависит от того, насколько глубоко началось воспаление. Если глубина большая, то симптомы будут внешне не заметны. Но, если надавить на зону поражения, можно ощутить боль (даже если зона сделанного укола не красная и не припухшая).
Местная симптоматика:
Общая симптоматика абсцесса после укола:
Даже если при инъекции вы заразились, абсцесс будет развиваться постепенно. Сначала скапливается инфильтрат, и только потом начнутся гнойные процессы. Чтобы осложнение не усугубилось, важно вовремя пролечиться.
От абсцессов другой этиологии постинъекционные отличаются тем, что присутствует инфильтративная капсула и пиогенная мембрана. Капсула может прорваться, если в ней много гноя (при отсутствии лечения), и тогда будут заражены рядом находящиеся ткани. Это приводит к формированию свищей и обширной флегмоны. Это и есть осложнение, которое фиксируют в большинстве случаев запущенного лечения. Также в редких случаях врачи обнаруживают остеомиелит и сепсис.
Диагноз ставят, когда пациент с жалобами приходит к врачу. Анамнез помогает в точной диагностике. Но доктор может назначить еще такие исследования:
Если осложнение хроническое, то делается ультразвуковая диагностика для того, чтобы понять, как далеко распространилось воспаление. В наиболее запущенных ситуациях будут назначены КТ или МРТ.
Как только вы обнаружили, что с местом укола что-то не так, срочно идите на очную консультацию к врачу. Мягкие ткани подвержены расплавлению отмершими клетками, что увеличивает зону распространения патологического процесса. В основном применяют хирургическую некрэктомию с ферментативным некролизом, формированием первичного шва и вакуумной аспирацией гнойных масс через дренажи. После этого делают проточно-промывное дренирование. Раны так заживут быстрее, чем, если вводить открытым путем препарат.
Промывание ран делается протеолитическими ферментами и гипохлоритом натрия. Это дает возможность избежать вторичного инфицирования. Раньше часто происходило присоединение синегнойной палочки, пока не была разработана выше описанная процедура.
Абсцесс на ягодичной мышце лечится пункцией. Но в последние годы врачи всё реже отдают предпочтение этому методу, потому что часто формируются гнойные затеки и флегмоны, или же процесс становится хроническим. Это очень нежелательно, потому от пункции постепенно отказываются.
При разработке общей терапии для пациента учитывается тяжесть абсцесса и природа возбудителя, который множится, вызывая патологический процесс. Актуальны антибиотики широкого спектра действия. Вместе с этим применяют обезболивающие средства и дезинтоксикационные препараты. Но общая терапия не во всех случаях дает возможность избавиться от проблемы. Иногда всё больше тканей начинает отмирать, что может закончиться сепсисом. Гной обязательно должен быть выведен наружу, чтобы процесс не прогрессировал.
Если появился инфильтрат, перестают вводить препараты в пораженную зону и активно лечат воспалительный процесс. Актуальна физиотерапия динамическими токами, электрофорез протеолитических ферментов и гамма-глобулина. Если пациент прошел три или четыре таких сеанса, а лучше ему не стало, и есть болевой синдром, то актуально хирургическое лечение. Необходимость более серьезной терапии также определяется при помощи УЗИ.
После абсцесса мышечного слоя (даже если человек вовремя вылечился) на коже остается рубец. Поскольку была деформация жировой прослойки, то остается ямочка в том месте. Потому важно соблюдать правила профилактики. Важно правильно вводить лекарства, учитывая кратность, скорость и дозировку введения препарата. Также нужно знать, совместимы ли те лекарства, которые набираются в один шприц.
Когда проводится укол, игла должна достичь мышцы, проходя насквозь через жир. Чтобы препарат хорошо рассосался, нужно слегка помассировать ту область, куда он был введен. И важно это делать продезинфицированной ваткой, а не грязными руками. Если нужно ставиться несколько уколов (в один день и в последующие дни), постарайтесь не попадать в одну и ту же зону, отклонитесь хотя бы на пару мм.
Соблюдайте правила асептики и антисептики. Перед проведением укола руки того, кто его делает, должны быть хорошо вымыты и протерты дезинфицирующим средством. До и после укола ту область нужно обработать антисептиком. Шприцы и другие расходные материалы должны быть одноразовыми, это в разы снижает риск заражения.
Нужно правильно определять точки, куда можно вводить препарат. Сложно делать уколы пациентам с большим индексом массы тела. У них тяжело иглой пройти сквозь жир до мышцы. В таком случае укол нужно делать туда, где меньшая жировая прослойка.