Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Online Тесты

  • Насколько общителен ваш ребенок? (вопросов: 10)

    Данный тест рассчитан на детей в возрасте 10-12 лет, он помогает выяснить, насколько общителен ваш ребенок, легко ли он идет на контакт со сверстниками, учителями, родителями, умеет ли он общаться...


Синдром дефицита внимания и гиперактивности

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности -

Синдром  дефицита  внимания  и  гиперактивности – дисфункция ЦНС   (преимущественно   лобной   коры   и   ретикулярной  формации  головного   мозга),  проявляющаяся  трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушением обучения и  памяти,  чрезмерной  двигательной  активностью  (гиперактивность) и несдержанностью (импульсивность). СДВГ распространен среди младших школьников. Главный симптом синдрома – «нарушение внимания». Нарушение внимания свойственно всем детям с этим синдромом, а гиперактивность не всегда. СДВГ разделяется на два класса: синдром дефицита внимания и гиперактивност» и синдром дефицита внимания без гиперактивности.

Что провоцирует / Причины Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

При изучении синдрома  дефицита  внимания  и  гиперактивности установлено несколько причин возникновения СДВГ:

  • Дисбаланс и нарушение продукции нейромедиаторов (катехоламины, серотонин и др.).
  • Отсутствие контроля и «гашения» поведения в septal hippocampal system (SHS).
  • Дисфункция лобной доли.
  • Формирование СДВГ связывают с различным веществам (ароматизаторами, пищевыми добавками, салицилатами, чрезмерным потреблением сахара, нарушением метаболизма глюкозы, пищевой аллергии, недостатка магния и железа, повышенным содержанием свинца в организме и др.).
  • СДВГ детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен.

Патогенез (что происходит?) во время Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Различают несколько форм СДВГ:

  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности.
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания.
  • Комбинированный синдром.
  • Простая форма.
  • Осложненная форма (церебрастенический, неврозоподобный вариант сочетанный вариант).
  • СДВГ-Г (генетического происхождения).
  • СДВГ-0 (органического генеза).
  • СДВГ-ОГ (смешанного генеза).
  • СДВГ-Кр (криптогенный).

При СДВГ отмечаются нарушения координации в половине случаев. К ним относятся нарушения тонких движений (завязывание шнурков, раскрашивание, письмо, пользование ножницами), равновесия (детям трудно кататься на скейтборде и велосипеде), зрительно-пространственной координации (нет способностей к спортивным играм, особенно с мячом).

Эмоциональные нарушения при СДВГ являются частыми расстройствами. В эмоциональном развитии идети, как правило, отстают, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к поражениям.

Социальные отношения. Социально-поведенческие аспекты у этих детей важны из-за распространяющегося повсюду отрицательного их влияния на сверстников. У детей наблюдаются сложности в отношениях не только с ровесниками, но и взрослыми. Межличностное поведение детей с СДВГ часто характеризуется импульсивностью, чрезмерностью, навязчивостью, неорганизованностью, впечатлительностью, агрессивностью и эмоциональностью. Таким образом, эти дети нарушают социальные взаимоотношения, взаимодействие и сотрудничество.

Родители, учителя, сверстники отмечают, что гиперактивные дети более энергичны, разрушительны, общественно не приспособлены; особенно мальчики с СДВГ отличаются  повышенной агрессией.

Поведенческие расстройства при СДВГ встречаются часто, но не всегда; не все дети с поведенческими расстройствами страдают СДВГ. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи, они хуже засыпают, а утром часто проявляется сонливость.

Проведенные исследования показывают, что импульсивность и гиперактивность в подростковом периоде у многих снижается, даже если остаются другие нарушения. Люди, страдавшие в детстве тяжелой формой СДВГ, в подростковом и взрослом возрасте не могут социально адаптироваться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может указывать на целый ряд нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии. СДВГ способствует развитию алкоголизма и наркомании, которые скрывают его симптоматику и затрудняют диагностирование.

Симптомы Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности обусловлен легкими резидуальными мозговыми повреждениями, к которым относятся: наличие легких диффузных неврологических симптомов, нарушения координации, эмоциональная лабильность, гиперактивность, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, нарушения поведения, повышенная отвлекаемость, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности в обучении сочетаются с задержкой в формировании языка и речи, а также школьных навыков, отмечаются значительные затруднения в постоянстве волевых усилий или устойчивости внимания по отношению к заданиям (сосредоточенность на деятельности).

Симптоматика СДВГ почти всегда появляется до 7 лет. Средним возрастом при обращении к врачу является 8-10 лет, поскольку именно в этом возрасте учеба и обязанности по дому требует от ребенка самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности. Детям более раннего возраста диагноз СДВГ при первом обращении с доктором обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться.

Более половины детей, которым диагностировали СДВГ в начальных классах, сохранили этот синдром и в подростковом возрасте, который сопровождается сопутствующим состоянием. Такие подростки склонны к употреблению психоактивных препаратов, с трудом адаптируются к коллективу. В 30-70% случаев симптомы СДВГ сохраняются у взрослых.

Невнимательность. При Синдроме дефицита внимания и гиперактивности возникают трудности, если требуется от детей устойчивое внимание при выполнении скучных, повторяющихся заданий, к примеру, самостоятельное выполнение школьных и домашних заданий. Однако при заинтересованном выполнении дополнительных работ показатели устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются от таковых показателей у нормальных детей. Дети с СДВГ часто сталкиваются с трудностями при организации самостоятельного выполнения какой-либо деятельности. Они избегают и сопротивляются вовлечению в выполнение работ, которые требуют длительного сохранения умственного усилия. Дети часто теряют вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, книги, карандаши). Легко отвлекаются на посторонние стимулы, часто забывают в повседневной активности.

Родители и учителя часто описывают проблемы внимания следующим образом «не слушает», «часто теряет вещи», «не завершает начатые задания», «мечтает», «не может сосредоточиться», «отвлекается», «требует большего руководства», «не может работать самостоятельно», «не завершив одного задания, перескакивает на другое», «смущен, спутан или как будто в тумане».

Импульсивность. Наряду с нарушениями внимания стоит импульсивность – недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Дети, имеющие Синдром дефицита внимания и гиперактивности, часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. Они небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Эти дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. Могут быть несчастные случаи с отравлением и травмой. Для них очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. Они заведомо выбирают краткосрочные виды деятельности, прилагая меньше усилий и времени на выполнение заданий, которые для них неприятны, скучны и надоедливы. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременный ответ на вопросы и прерывание разговора других для них обычное явление. Поэтому впечатление, которое такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как инфантильность, слабый самоконтроль, безответственность.

Гиперактивность, или избыточная двигательная активность, не всегда бывает основным симптомом. У части детей наблюдается нормальная или даже сниженная гиперактивность, что часто мешает своевременной диагностике и коррекции. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, ребенок крутится, сидя на стуле, встает со своего места во время уроков или в других ситуациях, когда необходимо оставаться на месте. У детей прослеживается бесцельная двигательная активность: он бегает, пытается куда-то залезть, не может спокойно играть, чрезмерно разговорчив, часто пребывает в постоянном движении.

Диагностика Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Диагноз может быть поставлен, если наблюдаются 6 симптомов невнимательности,  импульсивности, перечисленных выше.

Методы диагностики СДВГ:

  • Анкетирование на основе разработанной диагностической карты. Скрининг биохимических параметров крови (глюкоза, железо, магний, другие микроэлементы, в том числе свинец). Исследование дофаминового обмена.
  • Неврологический осмотр, в том числе с применением методик оценки «мягкой» неврологической симптоматики, например, методики NESS (Neurological Examination for Subtle Signs), теста Лесны для оценки тонкой моторики.
  • ЭЭГ, видео-ЭЭГ, ультразвуковая допплерография.
  • Метод вызванных потенциалов.
  • Генетическое исследование (определение мутаций гена В4-рецепторов, гена Б2-рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина).
  • МРТ.
  • Методы нейропсихологического тестирования:

- корректурные таблицы (кольца Ландольта) используют для исследования произвольного внимания и оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к длительной деятельности, которая требует постоянного сосредоточенного внимания;
- оценка интеллекта с помощью модифицированной шкалы Векслера;
- анализ уровня тревожности;
- оценка уровня внимания – психофизиологический тест TOVA (The Test of Variables of Attention).

Лечение Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Лечение Синдрома дефицита внимания и гиперактивности должно быть комплексным и включать методы коррекции поведения, психотерапии, нейропсихологической коррекции. В процессе лечения врач вовлекает не только самого ребенка, но и его родителей, членов семьи, учителей. Врач должен разъяснить проблемы ребенка его родственникам с тем, чтобы они поняли, что его поступки не являются умышленными и в силу своих личностных особенностей ребенок не в состоянии разрешать возникающие сложные ситуации. Задача врача – изменить отношение к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью уменьшить излишнее напряжение вокруг него. Родители ребенка должны понимать, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения, но в значительной мере еще и от спокойного, доброго и последовательного отношения к нему. Воспитывая ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с СДВГ гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей. Сопутствующие СДВГ нарушения излечемы, но период улучшения состояния ребенка достигает длительного времени. С наибольшими сложностями дети с СДВГ сталкиваются в школе, поэтому к помощи в лечение ребенка необходимо привлечь учетелей. Выполнение ряда рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения учителя с «трудным» учеником и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.

Медикаментозная терапия разрабатывается по индивидуальным показаниям, когда расстройства когнитивных функций и проблемы поведения ребенка или тинэйджера с СДВГ невозможно преодолеть с помощью психотерапевтических методов коррекции. В настоящее время применяются различные группы препаратов, в том числе стимуляторы ЦНС (метилфенидат (меридил), декстроамфета-мин, пемалин (этосуксимид)), трициклические антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин), тиоридазин (сонапакс, меллерил), а также препараты ноотропного ряда (ноотропил, церебролизин, семакс, фенибут и др.).

Наиболее широкое применение при лечении СДВГ получили стимуляторы ЦНС. Предполагается, что их действие при СДВГ является патогенетическим, направленным на различные нейротрансмиттерные системы мозга. Отличительной особенностью стимуляторов ЦНС является их быстрое действие – эффект наблюдается уже в первые дни применения лечения. В качестве важных показателей терапевтической эффективности стимуляторов ЦНС рассматривается улучшение поведения детей с СДВГ в виде уменьшения у детей отвлекаемости, импульсивности, двигательной расторможенности наряду с улучшением внимания, тонкой моторики, уменьшением избыточной, неуместной двигательной активности, непослушания и склонности мешать другим детям. К таким препаратам относятся, в частности, пирацетам, фенибут, церебролизин и др. При точном соблюдении схемы применения этих препаратов практически не наблюдается каких-либо нежелательных клинических, нейропсихологических и электроэнцефалографических феноменов.

В последнее время в неврологии активно применяется препарат глиатилип, обладающий высокой метаболической и нейропротективной эффективностью. Оценка состояния больных после лечения глиатилином показывает значительное снижение показателей невнимательности, менее значимое снижение показателей гиперактивности; существенной динамики импульсивности не отмечается.

Профилактика Синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

Вважным моментом в реабилитации детей с Синдром дефицита внимания и гиперактивности является отношение к ним в семье. Родителям детей с СДВГ лучше придерживаться следующих принципов:

  • Строить взаимоотношения с позитивным настроем. Необходимо хвалить ребенка всегда, когда он этого заслуживает, подчеркивать его успехи. Это поможет сделать уверенным ребенка в собственных силах.
  • Избегать запрещающих слов «нет» и «нельзя», а категорических запретов должно мало. Говорить нужно сдержанным, спокойным, мягким, тихим голосом. Давать ребенку задания поочередно или только одно задание на назначенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Проконтролировать выполнение этого задания. Использовать устные инструкции в сочетании со зрительной стимуляцией.
  • Поощрять ребенка за все виды деятельности, которые требуют концентрированного внимания (например, чтение, работа с кубиками, раскрашивание). Поддерживать четкий график дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно ежедневно соответствовать этому распорядку.
  • По возможности нужно избегать пребывания в местах скопления людей, ограничивать прием гостей дома. Необходимо избегать беспокойных, шумных приятелей.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не переутомлялся, поскольку это приводит к снижению уровня самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Ограничивать время пребывания у телевизора, компьютера. Необходимо, чтобы у ребенка был достаточно продолжительный сон. Полезна ежедневная физическая нагрузка – бег, спортивные занятия, плавание, длительные прогулки на свежем воздухе.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Синдром дефицита внимания и гиперактивности:

Детский невролог

Детский психолог

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Синдрома дефицита внимания и гиперактивности, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору .

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.


Другие заболевания из группы Болезни ребенка (педиатрия):

Bacillus cereus у детей
Аденовирусная инфекция у детей
Алиментарная диспепсия
Аллергический диатез у детей
Аллергический конъюнктивит у детей
Аллергический ринит у детей
Ангина у детей
Аневризма межпредсердной перегородки
Аневризма у детей
Анемии у детей
Аритмия у детей
Артериальная гипертензия у детей
Аскаридоз у детей
Асфиксия новорожденных
Атопический дерматит у детей
Аутизм у детей
Бешенство у детей
Блефарит у детей
Блокады сердца у детей
Боковая киста шеи у детей
Болезнь (синдром) Марфана
Болезнь Гиршпрунга у детей
Болезнь Лайма (клещевой боррелиоз) у детей
Болезнь легионеров у детей
Болезнь Меньера у детей
Ботулизм у детей
Бронхиальная астма у детей
Бронхолегочная дисплазия
Бруцеллез у детей
Брюшной тиф у детей
Весенний катар у детей
Ветряная оспа у детей
Вирусный конъюнктивит у детей
Височная эпилепсия у детей
Висцеральный лейшманиоз у детей
ВИЧ-инфекция у детей
Внутричерепная родовая травма
Воспаление кишечника у ребенка
Врожденные пороки сердца (ВПС) у детей
Геморрагическая болезнь новорожденных
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС) у детей
Геморрагический васкулит у детей
Гемофилия у детей
Гемофильная инфекция у детей
Генерализованая недостаточная обучаемость у детей
Генерализованное тревожное расстройство у детей
Географический язык у ребенка
Гепатит G у детей
Гепатит А у детей
Гепатит В у детей
Гепатит Д у детей
Гепатит Е у детей
Гепатит С у детей
Герпес у детей
Герпес у новорожденных
Гидроцефальный синдром у детей
Гиперактивность у детей
Гипервитаминоз у детей
Гипервозбудимость у детей
Гиповитаминоз у детей
Гипоксия плода
Гипотония у детей
Гипотрофия у ребенка
Гистиоцитоз у детей
Глаукома у детей
Глухота (глухонемота)
Гонобленнорея у детей
Грипп у детей
Дакриоаденит у детей
Дакриоцистит у детей
Депрессия у детей
Дизентерия (шигеллез) у детей
Дисбактериоз у детей
Дисметаболическая нефропатия у детей
Дифтерия у детей
Доброкачественный лимфоретикулез у детей
Железодефицитная анемия у ребенка
Желтая лихорадка у детей
Затылочная эпилепсия у детей
Изжога (ГЭРБ) у детей
Иммунодефицит у детей
Импетиго у детей
Инвагинация кишечника
Инфекционный мононуклеоз у детей
Искривление носовой перегородки у детей
Ишемическая нейропатия у детей
Кампилобактериоз у детей
Каналикулит у детей
Кандидоз (молочница) у детей
Каротидно-кавернозное соустье у детей
Кератит у детей
Клебсиелла у детей
Клещевой тиф у детей
Клещевой энцефалит у детей
Клостридиозы у детей
Коарктация аорты у детей
Кожный лейшманиоз у детей
Коклюш у детей
Коксаки- и ECHO инфекция у детей
Конъюнктивит у детей
Коронавирусная инфекция у детей
Корь у детей
Косорукость
Краниосиностоз
Крапивница у детей
Краснуха у детей
Крипторхизм у детей
Круп у ребенка
Крупозная пневмония у детей
Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ) у детей
Ку-лихорадка у детей
Лабиринтит у детей
Лактазная недостаточность у детей
Ларингит (острый)
Легочная гипертензия новорожденных
Лейкоз у детей
Лекарственная аллергия у детей
Лептоспироз у детей
Летаргический энцефалит у детей
Лимфогранулематоз у детей
Лимфома у детей
Листериоз у детей
Лихорадка Эбола у детей
Лобная эпилепсия у детей
Мальабсорбция у детей
Малярия у детей
МАРС у детей
Мастоидит у детей
Менингиты у детей
Менингококковая инфекция у детей
Менингококковый менингит у детей
Метаболический синдром у детей и подростков
Миастения у детей
Мигрень у детей
Микоплазмоз у детей
Миокардиодистрофия у детей
Миокардит у детей
Миоклоническая эпилепсия раннего детского возраста
Митральный стеноз
Мочекаменная болезнь (МКБ) у детей
Муковисцидоз у детей
Наружный отит у детей
Нарушения речи у детей
Неврозы у детей
Недостаточность митрального клапана
Незавершенный поворот кишечника
Нейросенсорная тугоухость у детей
Нейрофиброматоз у детей
Несахарный диабет у детей
Нефротический синдром у детей
Носовое кровотечение у детей
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей
Обструктивный бронхит у детей
Ожирение у детей
Омская геморрагическая лихорадка (ОГЛ) у детей
Описторхоз у детей
Опоясывающий герпес у детей
Опухоли головного мозга у детей
Опухоли спинного мозга и позвоночника у детей
Опухоль уха
Орнитоз у детей
Осповидный риккетсиоз у детей
Острая почечная недостаточность у детей
Острицы у детей
Острый гайморит
Острый герпетический стоматит у детей
Острый панкреатит у детей
Острый пиелонефрит у детей
Отек Квинке у детей
Отит среднего уха у детей (хронический)
Отомикоз у детей
Отосклероз у детей
Очаговая пневмония у детей
Парагрипп у детей
Паракоклюш у детей
Паратрофия у детей
Пароксизмальная тахикардия у детей
Паротит у детей
Перикардит у детей
Пилоростеноз у детей
Пищевая аллергия ребенка
Плеврит у детей
Пневмококковая инфекция у детей
Пневмония у детей
Пневмоторакс у детей
Повреждение роговицы у детей
Повышение внутриглазного давления
Повышенное давление у ребенка
Полиомиелит у детей
Полипы в носу
Поллиноз у детей
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Преждевременное половое развитие
Пролапс митрального клапана
Пролапс митрального клапана (ПМК) у детей
Протейная инфекция у детей
Псевдотуберкулез у детей
Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью
Пупочная грыжа у детей
Рак гортани у детей
Рассеянный склероз у детей
Расстройства привязанности у детей
Расстройства сна у детей
Расстройство поведения у детей
Рахит у детей
Ревматизм у детей
Ревматоидный артрит у детей
Реовирусная инфекция у детей
Респираторная микоплазменная инфекция у детей
Респираторно-синцитиальная инфекция у детей
Респираторный хламидиоз у детей
Ретинопатия недоношенных
Риновирусная инфекция у детей
Рожа у детей
Ротавирусный гастроэнтерит у детей
Сальмонеллез у детей
Сахарный диабет у детей
Сепсис у новорожденного
Серная пробка у детей
Сибирская язва у детей
Синдром вегетативной дистонии
Синдром внезапной смерти у детей
Синдром раздражённого кишечника у детей
Синдром Рея у детей
Синегнойная инфекция у детей
Системные васкулиты у детей
Сифилис у детей
Скарлатина у детей
Склеродермия у детей
Спазмофилия у детей
Специфические фобии у детей
СПИД у детей
Спина бифида у детей
Средиземноморская (марсельская) лихорадка у детей
Срединная киста шеи у ребенка
Стафилококковая инфекция у детей
Стеноз гортани у детей
Столбняк у детей
Стрептококковая инфекция у детей
Стрептококковый фарингит у детей
Теменная эпилепсия у детей
Тики у детей
Тирозинемия
Токсокароз у детей
Токсоплазмоз у детей
Тонзиллит у детей
Травмы носа у детей
Травмы уха у детей
Трахома у детей
Тревожное расстройство в связи с разлукой
Тревожные расстройства у детей
Трихинеллез у детей
Трихоцефалез у детей
Тромбоцитопеническая пурпура у детей
Туляремия у детей
Увеит у детей
Фарингит у детей
Фебрильные судороги у детей
Фекальное загрязнение у детей
Фенилкетонурия (ФКУ) у детей
Функциональная диспепсия у детей
Хламидиоз у детей
Холера у детей
Холецистит у детей
Хондроперихондрит гортани
Хориоменингит и лимфоцитарный менингоэнцефалит у детей
Хроническая почечная недостаточность у детей
Хронические гепатиты у детей
Хронический бронхит у детей
Хронический гайморит
Хронический гастрит и гастродуоденит у детей
Хронический панкреатит у детей
Хронический пиелонефрит у детей
Целиакия у детей
Церебральный паралич у детей (ДЦП)
Цирроз печени у детей
Цистит у детей
Цитомегаловирусная инфекция у детей
Черепно-мозговая травма у детей
Экстрасистолия у детей
Элективный мутизм у детей
Эндемический сыпной тиф у детей
Энтеробиоз у детей
Энтеропатогенный эшерихиоз у детей
Энурез у детей
Энцефалит у детей
Энцефалопатия перинатальная
Эпидемический сыпной тиф у детей
Эпилепсия у детей
Язва у детей
Язвенно-некротический энтероколит
Ячмень у детей
Ящур у детей


Если Вас интересуют еще какие-нибудь виды болезней и группы заболеваний человека или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.