1 | Развитие ребенка |
2 | Наблюдаем за здоровьем |
3 | Готовимся взрослеть |
4 | Питание ребенка |
5 | Особый интерес |
Многие комплексы являются приобретенными, а точнее, внушенными абсолютно нормальному ребенку. Например, если ребенка во дворе постоянно будут называть глупым или неумехой, то он постепенно начинает задумываться, почему его все так называют, а может, это так и есть на самом деле? Еще больше его убеждает в этом, если у него действительно не получается что-то во время детских игр и другие дети постоянно акцентируют на этом внимание.
Комплекс неполноценности вырабатывается, если у ребенка присутствуют какие-то отклонения в физическом развитии. После школы некоторые из нас увидели, а некоторые поняли это гораздо позже, что мы вынесли оттуда не только умное, доброе, интересное, но и что-то еще, не столь доброе, но прочно засевшее в наших головах. Это комплексы, привитые школой и всем тем, что с ней связано. Именно поэтому и очень серьезно отнестись к обучению в ней. Ведь ребенок может не толь ко получить знания, но и взять с собой совсем не нужный груз, который будет тяготить его всю оставшуюся жизнь, до тех пор, пока он от и него не избавится.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные комплексы, которые могут появиться у вашего ребенка в школе, и то, как их избежать.
Наличие этого комплекса можно обнаружить у детей способных и даже одаренных. Ведь ребенок, который до школы активно развивался, посещая различные выставки, много читал, в том числе и энциклопедии, приходит туда, обладая довольно солидным грузом знаний и навыков. Хорошо подготовленный ребенок не узнает практически ничего нового в первые месяцы учебы, и это заставляет искать его что-то интересное, например вертеться по сторонам рассматривая все вокруг, или обсуждать с соседом последние новости школьного двора. Обычная школьная программа рассчитана не на творческий подход к процессам познания, а на банальное запоминание фактов, правил, событий и т. п. Если учитель не использует в своей практике творческий подход в преподнесении материала, то ребенку становится неинтересно, ведь он может с большим удовольствием узнать то же самое из книги или посмотреть по телевизору интересную программу. Самое опасное в этом комплексе то, что ребенок постепенно привыкнет к такому подходу и пассивное поведение проявится в других учебных заведениях, на рабочем месте. Для него это будет учебной или трудовой обязанностью, которую он должен исполнить, и тогда он снова сможет веселиться.
Ребенок, который не имел возможности общаться со сверстниками до школы, например в детском саду или во дворе, может стать жертвой другого комплекса, который называется комплекс неудачника. Казалось бы, как он может быть связан с общением? Ребенок, который испытывает трудности в установлении контакта с другими детьми, в школе будет держаться вдали от коллектива и вести себя очень робко. А пока он раздумывает, другие дети наладят контакт между собой, и будет все труднее перебороть себя и стать «своим». Ребенок будет чувствовать себя одиноким, хотя внутренне он хочет веселиться вместе со всеми, но не знает, как подойти, как начать разговор. В конце концов у него появится ощущение, что никто не хочет с ним дружить, и для него самым безопасным местом будет школьная парта.
Главным инструментом сравнения в школе являются оценки. В некоторых из школ оценочная политика носит категорический характер, и это в корне неправильно. Учитель начинает переносить успеваемость ученика на отношения.
«Двоечник» и дальше будет жить по инерции, ведь, как говорил учитель, ничего у него не получится, так и зачем стараться?
Намного хуже ситуация у школьного «отличника». Планка, которая была задана в школе, порой бывает настолько высока, что ребенок, пытаясь удержать ее на том же уровне, будет ощущать постоянный стресс. Ведь обязательно найдется кто-нибудь лучше, и он будет руководствоваться уже не знаниями, а стремлением доказать, что он лучше, отдавая последние силы. Эти две группы детей могут стать заложниками своих оценок. Многие психологи в последнее время утверждают, что самый оптимальный вариант для ребенка - это быть в числе успевающих детей, ребенок должен учиться по интересам, и не важно, если у него «тройка» или «четверка» по русскому, зато с точными науками все отлично. Эти не значит, что ребенок будет неграмотен, просто он лучше понимает точные науки.
С той же оценочной системой связан и другой комплекс - комплекс недопустимости собственной ошибки.Часто дети дома поощряются или наказываются за оценки, которые они приносят, поэтому такой школьник с трепетом ждет вынесения учителем вердикта, когда тот называет оценки по контрольным работам или диктанту. Так у детей закладывается страх не только перед школьными ошибками, но и вообще перед самостоятельными действиями, которые могут к ним привести. Чтобы избежать этого, ребенок будет искать легкие пути, ведь лучше не делать, а подсмотреть у отличника.
Так ребенок с детства начинает избегать собственной инициатив не будет доверять самому себе и своим мыслям. Человеку с таким комплексом будет трудно в дальнейшей жизни, ведь боязнь сделать неверный шаг многих когда-то останавливала на пути к успеху. Помочь ребенку временно избавиться от этого комплекса, а лучше не допустить его появления - задача каждого родителя.
Во всем нужна мера, и ребенок должен знать, что его не будут ругать дома, если он получит двойку за то, что пытался сам решить задачу и не смог, а помогут разобрать решение и объяснят, в чем была его ошибка. В дальнейшем он сможет сам размышлять над возможными решениями и находить правильные.
Самый эффективный подход, позволяющий избежать большого количества комплексов, это комфортная атмосфера в семье, которая позволит ребенку чувствовать себя адекватно.
Если причиной дискомфорта является школа и другого выхода, кроме как сменить ее, нет, то отнеситесь к этому ответственно и подберите ему подходящую по интересам и способностям, в которой учителя будут более профессионально и творчески подходить к обучению детей. Если же сменить школу не представляется возможным, то попытайтесь уменьшить влияние школы на становление ребенка. Запишите его в секцию или кружок, но только тот, который он выберет сам и в котором ему будет интересно, ведь там он найдет сверстников, близких ему по духу. И кто знает, может быть, скоро у него появятся друзья, которых никогда не было.