1 | Развитие ребенка |
2 | Наблюдаем за здоровьем |
3 | Готовимся взрослеть |
4 | Питание ребенка |
5 | Особый интерес |
Особенностью физического развития недоношенного ребенка является более интенсивный, по сравнению с доношенным, прирост массы и длины тела в течение первого года жизни. Исключение составляет лишь первый месяц, когда происходит физиологическая потеря массы тела и вес ребенка остается таким, как при рождении, или увеличивается незначительно. |
К 3 месяцам недоношенные малыши обычно увеличивают свою массу тела в 2 раза, а к полугоду она утраивается. До полугодовалого возраста недоношенные дети ежемесячно прибавляют в росте от 2,5 до 5,5 см. После полугода темпы роста несколько снижаются. Рост на 7- 8-м месяце увеличивается на 2 см, а с 9 месяцев до года - на 1,5 см ежемесячно. В среднем недоношенные дети за первый год жизни увеличивают свою массу тела при рождении в 4-6 раз, глубоко недоношенные - в 6-8 раз. Рост и этот период увеличивается на 27-38 см в сравнении с ростом при рождении, и средний рост годовалых недоношенных детей составляет 70-77 см.
У детей первых месяцев жизни могут отмечаться вялость, малоподвижность, снижение мышечного тонуса. Врожденные рефлексы развиты плохо или отсутствуют. Однако у некоторых с 2-3-месячного возраста поведение может стать противоположным. Тонус мышц повышается, ребенок становится физически активным, подвижным. Он постоянно возбужден. Его сложно уложить спать, и он часто просыпается по ночам.
У недоношенных малышей более слабое здоровье, выше риск развития инфекционных заболеваний, они чаще подвержены ОРВИ, которые могут протекать с осложнениями. Для коррекции мышечного тонуса, повышения сопротивляемости организма, ускорения темпа психомоторного развития и улучшения психологического состояния врачи рекомендуют родителям заниматься с малышом массажем и гимнастикой. Массаж и гимнастику нельзя выполнять перед сном, чтобы не перевозбудить ребенка. Лучше выполнять их в течение дня, желательно в одно и то же время. Заниматься нужно за полчаса до кормления или спустя час после него. Ребенок должен хорошо себя чувствовать и быть в хорошем настроении. Занятие нужно построить так, чтобы малышу было интересно и весело, ни в коем случае не принуждать его к выполнению упражнений. Занятие проводится в хорошо проветренной, но не холодной комнате. Температура воздуха должна быть 22-24С. Если ребенок устал от упражнений, можно сделать небольшой перерыв, а затем продолжить выполнять комплекс. Если ребенок заболел, все занятия откладывают до его выздоровления. В этом возрасте вводят пассивные гимнастические упражнения. Они улучшают координацию движений у ребенка и способствуют формированию двигательных навыков.