1 | Развитие ребенка |
2 | Наблюдаем за здоровьем |
3 | Готовимся взрослеть |
4 | Питание ребенка |
5 | Особый интерес |
Воспитание ребенка - задача не из простых в силу огромного количества причин.
Как для начинающих родителей, так и для более опытных полной неожиданностью может стать капризное поведение ребенка. Малышам в большей мере, чем взрослым, свойственна столь порой удивительная для родителей реакция на происходящее, как несколько притворное и напущенное недовольство происходящим. |
Поводом для каприза становится любое обстоятельство, а потому полезно понимать, как развивается каприз и как повлиять на формирование именно уравновешенной личности.
Капризом принято называть малообоснованное или неаргументированное желание чего-либо. Это синоним прихоти и причуды. В психологической литературе каприз определяется как бурное проявление гнева и злости со стороны ребенка, при котором он кричит, плачет, топает ногами, пинается, а в особо рьяных проявлениях катается по полу, швыряет вещи, кусается и царапается. Такие эпизоды могут повторяться с различной периодичностью и отличаться различной продолжительностью.
Очевидной, исходной причиной развития любого детского каприза является неудовлетворение основного желания. Обычно ребенок болезненно воспринимает отказ ему в чем-либо, на уверенное противостояние родителей его желаниям малыш склонен откликаться таким во многом манипулятивным способом как капризность и если своего добиться удастся, то и впоследствии данный способ будет использоваться с завидной частотой.
Манипуляция представляет собой преднамеренное и скрытое действие по принуждению другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для манипулятора. Дети в силу своей развивающейся психики используют данный поведенческий метод скорее подсознательно, но в процессе взросления и освоения данного опыта определяют его для себя как решающий в целях получения необходимого.
Манипулятивная составляющая детского каприза заключается в том, что каприз заключает в себе такие манипулятивные методы управления родительской психикой как:
По причине того, что родители оказываются эмоционально зависимыми от своего ребенка, проявляется их уязвимость в данной ситуации. Мотивами маленького манипулятора в данном случае оказываются:
Как было сказано ранее, каприз зарождается в ответ на стремление удовлетворить желание, в котором малышу изначально отказывают. Противоположным мотивом может быть сопротивление необходимости выполнять родительскую волю. Классифицировать причины капризов можно по их происхождению, а также зависимо от возраста ребенка и становления его психики.
Побуждающими к капризам факторам столь маленького возраста обычно оказываются:
Именно в этом возрасте родители максимально поддаются детским капризам лишь только потому, что считают капризы малыша единственным способом донести свое желание до взрослых и, конечно же, такое желание необходимо удовлетворить. Однако опасность ситуации заключается в том, что родительские уступки приводят к тому, что своего же в следующий раз ребенок будет добиваться снова-таки плачем. Со временем это превращается в черту характера. Очень часто для ребенка на первых годах жизни капризы - это главный способ достичь своей цели. Он кричит, разбрасывает игрушки, топает ногами, катается по полу. Что делают родители? Многие проявляют твердость и не поддаются на истерики, а другие спешат успокоить и делают все, что хочет ребенок. Для него же это является сигналом правильности производимого действия, оно кажется, а по сути и является, эффективным.
Данный возраст характеризуется развитием уже заложенных ранее черт характера. Если к этому возрасту, малыш подрастает балованным и капризным, то он оказывается критичным для решения проблемы. В школьном возрасте ситуацию исправить будет еще более сложно.
В данном возрасте большинство детских истерик весьма предсказуемы, а потому и могут быть предотвратимы. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Наилучшим способом решить данную проблему, конечно же, является ее недопущение.
Это объясняется тем, что ребенок большую часть времени проводит в квартире, в обществе родителей и именно им предстоит справиться с первым капризом, чтобы не допустить его повторения в будущем. Необходимо понимать, что гораздо легче осилить первый или десятый по счету каприз, нежели сотый или двухсотый. Разумные и рациональные действия в начале обеспечивают отсутствие проблемы в будущем. Наблюдайте и управляйте всеми бурными проявлениями эмоций ребенка, и вам будет легче научить его выражать их более приемлемыми способами.
Отдельного внимания заслуживают постоянные капризы, которые могут быть симптомом заболевания нервной системы, а значит, малыш нуждается в профессиональной медицинской консультации. Если же со здоровьем все в порядке, и истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в реакциях родителей на капризы.
Чаще всего родители всерьез обеспокоиваются поведением своего капризного чада именно на данном этапе. Еще более тревожным сигналом является возникновение первых капризов в этом возрасте, если ранее к тому никаких предпосылок не было.
Капризы у ребенка школьного возраста преимущественно начинаются дома. Нормально, когда ребенок не позволяет себе капризов в присутствии посторонних людей, ведь такое обычно уже привычное для него действие может оказаться просто непонятым чужим человеком. Ребенок ощущает и понимает, что именно родители или другие близкие люди способны дрогнуть перед его прихотью, в то время как посторонний человек вовсе не обязан так реагировать.
В школьном возрасте эффективным средством противодействия детскому капризу является серьезный разговор на равных, но естественно с уже успокоившимся малышом. Когда буря утихнет, разговор с ребенком необходимо начать ласково, рассказать ему об огорчившем вас поступке и выразить уверенность в том, что больше такого не повторится.
Ребенок должен понимать, что чем взрослее он становится, тем больше становятся его потребности, но в то же время у него появляется больше возможностей для их удовлетворения и самостоятельных решений. На этом этапе развития в ребенке необходимо воспитывать адекватность восприятия и сопоставления своих потребностей и возможностей.
Дети могут не уметь еще управлять ни своим возмущением, ни чувством вины, а потому родителям лучше отказаться от проявлений ярко выраженного недовольства и неодобрения после того, как капризное поведение закончится и ребенок успокоится. Вместо того чтобы вымещать на нем свои чувства, угрожать или упрекать, необходимо показа свою любовь к ребенку пусть и вопреки его неправоте.
Дельным является и совет запастись терпением, а порой и заручиться поддержкой психолога, чтобы помочь ребенку старше 6-7 лет отказаться от капризности.
Для многих родителей остро стоит проблема укладывания ребенка спать, а возникнуть эта проблема может как на первых месяцах жизни, так и в более взрослом возрасте. Причиной "предсонного" беспокойства обычно оказываются:
Каждая из приведенных причин требует особого подхода к устранению, а в целом нормализовать сон позволит:
Очевидными причинами капризов более взрослых детей оказываются вкусовые предпочтения и неинтересно оформленные блюда. Это легко поправимо при желании родителей поощрить аппетит малыша. Важно детальнее остановиться на причинах капризов грудного ребенка, поскольку в этом возрасте объяснить свое недовольство он не может, а грудное молоко остается едва ли ни единственным потребляемым им продуктом питания. Итак, причины капризов во время еды у грудного малыша:
Детские прихоти касательно их досуга не должны быть поводом для поощрения. Предлогом для изменений настроения и поведения могут быть:
Все поводы для каприза сложно перечислить, однако каждый из них должен оцениваться родителем соответственно конкретным обстоятельствам и решение о том, может быть удовлетворено желание (а не каприз) малыша, принимается без оговорки. Любой отказ и свою точку зрения взрослый может донести ребенку посредством рассудительной беседы или переключения его внимания на другой объект.
Можно придерживаться той точки зрения, что ребенок перерастет возраст капризов. Можно полагать, что его нервная система дороже и потаканием сокращать длительность переживаний. Однако наиболее верным алгоритмом действий являются подобные ниже приведенным:
Наиболее распространенными типами нарушения воспитания детей, что приводит к возникновению капризности, являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Крайне неблагоприятным для детской психики является попеременное сочетание обоих из них (когда один родитель разрешает все, а другой запрещает).
Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не понимает запретов и любой из них вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка "в рамки" приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.
Гипопротекция, то есть постоянные запреты приводят к тому, что изначально ребенок пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать сильнейший психологический комфорт и буквальное желание выйти за рамки, восстать против привычного. Таким образом, уже с другой стороны, но развивается все тот же протест, капризное поведение, которое еще больше раздражает родителей, которые в свою очередь обычно продолжают запрещать, на этот раз капризы. Этот замкнутый круг может длиться годами, существенно коверкая психику ребенка.
Не менее опасной почвой для развития детской капризности является внутрисемейная дисгармония. Конфликты между матерью и отцом, женой и свекровью и т.п. не остаются незамеченными детьми. Ощутив и влившись в таким образом построенные семейные отношения, ребенок начинает использовать членов своей семьи удобным для себя образом. На первый взгляд может показаться странным, что маленький человек быстро ориентируется, что и как можно обыграть на пользу себе, однако разрозненность во взрослых отношениях на практике остается популярным объектом для манипуляций со стороны малыша.
В данном случае крайне необходимо работать над эмоциональной атмосферой в семье, не исключены консультации психотерапевтов.