1 | Развитие ребенка |
2 | Наблюдаем за здоровьем |
3 | Готовимся взрослеть |
4 | Питание ребенка |
5 | Особый интерес |
Переход от дошкольника к школьнику - сложный и трудный процесс как для родителей, так и для самих детей. Школа ограничивает двигательную активность ребенка, увеличивает нагрузку, связанную с сохранением определенной позы, заставляет его работать умственно, больше общаться, выполнять новые обязанности. Все это очень сложно для ребенка, который еще вчера посещал детский сад и общался в большей степени только с родственниками и воспитателями. |
Вполне нормально, что, занимаясь в школе, выполняя домашнее задание, занимаясь спортом, общественно полезным трудом, ребенок устает. Как утверждают физиологи, усталость биологически важна для человеческого организма. С одной стороны, она предохраняет физиологические системы от истощения, предупреждая, что организму необходим отдых для восстановления сил, с другой - усталость является отличным стимулом дальнейшей работоспособности.
Человека, который бы совсем не утомлялся, не существует в природе, особенно важен этот процесс в детском возрасте, когда все системы организма крайне чувствительны к разного рода раздражителям и нагрузкам. Многие родители стараются сделать так, чтобы ребенок не утомлялся совсем, ограждая его от труда, занятий спортом, подвижных игр, сосредотачивая все внимание на учебе. Это неправильно и может привести к проблемам. Задача родителей и педагогов заключается в том, чтобы организовать учебный процесс так, чтобы утомляемость наступала как можно позже и не была слишком сильной.
При неправильном режиме труда и отдыха, когда ребенок не получает достаточно времени для восстановления сил, усталость постепенно накапливается и перерастает в переутомление, которое проявляется в стойких нарушениях сна, потере аппетита, апатии, снижении работоспособности. Кроме того, как утверждают педиатры, переутомление в младшем школьном возрасте часто становится причиной серьезных заболеваний и нервных расстройств. |
Вполне нормально и объяснимо желание родителей с младшего возраста дать ребенку хорошие знания. Сегодня особой популярностью у родителей пользуются специализированные школы, которые с начальных классов начинают изучать иностранные языки, естествознание, историю и т. д. Отбор в подобные учебные заведения намного строже, чем в общеобразовательные. И дело тут вовсе не в престиже. Связано это с тем, что увеличение умственных нагрузок и требований, предъявляемых к первокласснику, в отличие от простой школы, при недостаточной подготовленности ребенка часто приводит к перегрузкам, пагубно сказывающимся не только на дальнейшем обучении, но и на здоровье.
Вообще вопрос о том, стоит ли менять (усложнять и дополнять) программу младших классов, сегодня стоит особенно остро, и некоторые шаги в этой области уже сделаны (например, по данным статистики, сегодня 85 % детей идет в школу в возрасте 6 лет). С одной стороны, акселерация, которая становится все больше очевидной, указывает на то, что сегодняшние первоклашки намного выносливее и подготовленнее, чел 5 или 10 лет назад. Но, с другой стороны, нельзя не учитывать и тот фактор, что далеко не все дети способны без ущерба для здоровья справляться с повышенными нагрузками. Увеличение количества социально неблагополучных семей приводит к тому, что некоторые родители не в состоянии подготовить ребенка к школе, а плохое питание не дает ему правильно развиваться. Попадая в один класс, дети сразу же разделяются на успевающих и неуспевающих. С третьей стороны педиатры отмечают, что, хотя младшие школьники и справляются с усложненной программой, они чаще страдают от перегрузок.
Нельзя пренебрегать освобождениями от физкультуры, которые дает врач, так как это может привести к нарушениям в организме и, как следствие, к перегрузке.
Физические способности также играют немаловажную роль в работоспособности ребенка. Следует отметить, что дети 6 - 7 лет различаются по уровню физической работоспособности. Так, мальчики более выносливые, сильные, девочки - более слабые и утомляемые. Именно поэтому в начальной школе физические нормативы разделяются по половым признакам.
Физические перегрузки очень опасны для здоровья ребенка.
Как же избежать перегрузок? В первую очередь нужно следить за здоровьем ребенка. Практика показывает, что наличие хронических заболеваний, черепно-мозговых травм, нарушений нервной системы делает ребенка более восприимчивым к перегрузкам. Также причиной переутомляемости могут стать и кратковременные заболевания. Вирусные инфекции, простуды ослабляют организм и требуют больших энергозатрат.
Ослабленные дети нуждаются в щадящем режиме умственных и физических нагрузок.
Только крепкий организм может уверенно противостоять переутомлению. Поэтому для детей очень важны закаливание и занятия спортом, повышающие выносливость. Родителям нужно знать, что работоспособность ребенка зависит не только от его здоровья, физической и умственной подготовленности, но и от времени суток, дня недели, времена года.
Педиатры считают, что учеба во второй половине дня (во вторую смену) - один из самых распространенных факторов, влияющих на быструю утомляемость.
В обеденное время, с 12 до 15 ч, работоспособность снижается, поэтому в это время лучше позволить малышу отдохнуть, заняться своими делими, поиграть или погулять. Второй пик активности (однако гораздо менее интенсивный) приходится на вечерние часы - с 16 до 18 ч. В это время можно заняться выполнением домашнего задания, чтением. Время с 19 до 20 ч также отличается низким уровнем работоспособности, поэтому его лучше использовать для тихих игр или семейного досуга. Такое распределение нагрузок позволит родителям правильно спланировать день младшего школьника, чтобы он не устал и успел сделать все, что задумано.
Работоспособность также изменяется в течение недели. Наиболее высокий уровень работоспособности отмечается в середине недели, т. е. во вторник и среду. В четверг она начинает ослабевать, а в пятницу снижается. Для младших школьников рекомендована пятидневная рабочая неделя. Полноценные выходные необходимы организму для того, чтобы востановить силы, отдохнуть и настроиться на новую рабочую неделю. |
Не менее важно в планировании работоспособности и время года. Так, самый высокий уровень работоспособности отмечается с октября по январь. С января она начинает снижаться и достигает минимума в весенние месяцы (март-апрель). Недаром третья четверть считается самой трудном В связи с этим учащиеся начальной школы получают дополнительную неделю каникул. С приходом лета работоспособность начинает возрастать вплоть до июля. Поэтому в августе можно начать подготовку к новому учебному году, в процессе которой можно вспомнить те знания и умения, которые были получены в прошлом году.