1 | Развитие ребенка |
2 | Наблюдаем за здоровьем |
3 | Готовимся взрослеть |
4 | Питание ребенка |
5 | Особый интерес |
Еще несколько десятилетий назад практически не вставал вопрос, отдавать ли ребенка в детский сад. Это считалось удобным и экономным для родителей и хорошим времяпрепровождением для детей.
В современном обществе, темп которого настолько стремителен, что не позволяет даже на минуту остановиться и оглянуться назад; в обществе, где в таком сумасшедшем темпе воспитываются и растут дети, постоянно возникают дискуссии по вопросу о том, нужен ли ребенку детский сад. |
Ответ специалистов-психологов однозначен: нужен. Нужен именно потому, что детский сад - это особый мир со своими законами, со своей жизнью, приспособленной к возможностям и желаниям малышей. Детский сад, разумеется, должен быть правильно организован; в нем должны работать не просто грамотные воспитатели, а люди, пришедшие к детям по велению сердца. К сожалению, в нашем обществе это не всегда возможно.
И все-таки воспитание в детском саду лучше домашнего в первую очередь из-за помещения ребенка в коллектив сверстников. Дома же создается определенная изолированность малыша. Занятия в группе детей, например танцами или музыкой 2-3 раза в неделю, не могут исправить положения.
Маленький ребенок, находящийся постоянно дома, не может не чувствовать своей оторванности от окружающего мира.
К 3 годам малыш уже полностью осознает свое «я» и способен без тревоги пережить короткую разлуку с мамой, находясь в детском саду. Отдавать ребенка до 3 лет в детский сад можно только при условии, что он обладает хорошим здоровьем, как физическим, так и моральным.
Огромную роль играет возможность общения, так как коммуникация - это самый важный способ встречи с миром и придания значений опыту.
В детском саду дети постепенно приучаются доверять друг другу и получать от общения друг с другом удовольствие: дети вместе придумывают игры, вместе едят, шепчутся о чем-то своем, понятным только им, фантазуруют и сочиняют всевозможные истории.
Взрослым очень быстро надоедает выслушивать всякие «бредни» малыша, а вот другие дети с удовольствием участвуют в таком разговоре, казалось бы, ни о чем.
Ребенок в детском саду находится не просто под присмотром воспитателей, он, что гораздо важнее, учится жить в коллективе.
Первый приход в детский сад часто сопряжен с целым рядом трудностей и проблем. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому еще только предстоит привыкнуть, не имея за спиной близких людей. |
Быстрота адаптации целиком будет зависеть от типа личности малыша, от того, насколько он привязан к свои близким, а те, в свою очередь, к нему. Важно и то, способен ли уже малыш понимать новую обстановку, насколько он общителен, как реагирует на поведение взрослых, которых увидел в первый раз, и т. д.
Многое в привыкании ребенка к коллективу зависит и от воспитателей, от их умения оказать малышу необходимый ему лично прием и избежать конфликтов. Жизнь в детском саду существенно отличается от жизни в семье. Дома чаще всего взрослые приспосабливаются к ребенку, учитывая его способности и наклонности. В детском саду ребенку, напротив, придется приспосабливаться к окружающей обстановке, к распорядку дня, часто совсем новому для него. Статистические данные показывают, что чем раньше здоровый ребенок приходит в детский сад, тем больше у него шансов быстрее и легче привыкнуть к новой обстановке. Оптимальным считается возраст от 1,5 до 3 лет.
Многие родители возражают против детского сада из-за одной-единственной причине: они утверждают, что там их малыш постоянно болеет из-за плохого присмотра. Возможно, в чем-то они и правы. Только следует обязательно понимать, что ребенок, в доме которого всегда закрыты все форточки и который выходит на прогулку закутанный по самые уши, болеть будет часто и не только в детском саду - его практически лишили естественного иммунитета. Хочется дать хороший совет: закаливайте (хотя бы понемногу, хотя бы просто не кутая) малыша с самого рождения, проветривайте комнаты в любое время года, и у вас не будет никаких проблем с его здоровьем в детском саду.
Существует довольно значительная проблема, с которой сталкиваются родители, - плохое питание в детском саду. На самом деле плохим оно быть не может, просто оно не такое, как дома, и это естественно. Надо попросить воспитателя, чтобы ребенка не заставляли есть, если он не хочет, и малыш скорее всего сам уже на 2-3-й день будет есть практически все, что кладут на тарелку.
Психологи утверждают, что чаще всего к ним приводят детей, у которых возникли трудности с первых дней в школе из-за того, что они не привыкли работать в коллективе, считаться с мнением других детей, уступать и делиться. А иногда бывает и наоборот: ребенок, воспитанный слишком мягко в домашних, практически тепличных условиях, не может противостоять различным трудностям общения с более жестко воспитанными детьми. Он не может дать им отпор, не может отстоять свое мнение и свой завтрак.
Есть и еще один плюс в посещении ребенком детского сада: там он не только учится рисовать, лепить, читать, общаться, но и учится быть самостоятельным.
Разумеется, гораздо лучше, если детский сад современный, возможно, частный и небольшой, где каждому ребенку уделяется максимум внимания. Но и обычный сад гораздо лучше домашнего воспитания. При общении с другими детьми ребенок учится спорить, отстаивать свое мнение, он учится находить себе настоящих друзей.
Детский сад дает хорошую школу жизни
Воспитание в детском саду приучает ребенка к порядку, режиму дня на всю жизнь, и какую бы профессию себе в бущем не выбрал ребенок, дисциплинированность и собранность никогда не помешают; напротив, они всегда окажут добрую услугу. Ребенок приучится в одно и тоже время ложиться спать, мыть руки перед едой и после туалета, научится сам завязывать себе шнурки.
Следует сказать о тех детях, которые не переносят детский сад. Чаще всего это дети, постоянно болеющие чем-то. Несмотря на все-возможные меры, предпринимаемые родителями, ребенок 2-3 дня ходит в детский сад, а потом непременно заболевает. Специалисты утверждают, что так происходит с теми детьми, у которых имеется слабая психологическая подготовка и которые очень тяжело переносят отсутствие постоянной родительской заботы.
Чаще всего это дети, родители которых постоянно за них боятся, передавая им свой страх. Такие дети обычно очень беспокойны, тревожны, они плохо спят, часто капризничают, иногда даже начинают заикаться. Малыша на самом деле не стоит отдавать в детский сад до тех пор, пока он не успокоится или пока не выяснится причина нервного поведения. Часто детей с нарушениями поведения в детском саду, с невозможностью привыкания к нему лучше воспитывать дома, чтобы не подорвать психику в столь раннем возрасте.
Родители должны понимать, что детский сад, даже самый лучший, не заменяет семью, а только дополняет ее. Это значит, что главная задача в воспитании детей продолжает лежать на родителях, и они в первую очередь отвечают за ребенка, за его правильное развитие. Детский сад выступает как хороший помощник, но не более.
Иногда совершенно нормальные в семейной обстановке дети очень долго не могут привыкнуть к детскому саду, не играют со своими сверстниками, прячутся от всех или весь день простаивают в каком-нибудь углу. В этом случае воспитателям необходимы педагогический такт и много терпения. Понимание понадобится также и родителям, которым следует готовить малыша в детский сад. Единственное, чего делать нельзя, - это применять к ребенку никакие строгие меры воздействия. Лучше действовать медленно, постепенно, приучать, хвалить, помогать, но не наказывать. Пусть детский сад вызывает в малыше все больше и больше хороших эмоций - он станет ходить в него, как на праздник.
Если родители по каким-то причинам все-таки решили не отдавать ребенка в детский сад, а нанять ему няню, следует позаботиться о том, чтобы малыш как можно больше общался с другими детьми: на прогулках, на детских мероприятиях, на занятиях танцами, музыкой или на уроках подготовки к школе. Обязательно надо помочь малышу найти общий язык со сверстниками - это является необходимым условием для его будущего нормального развития.