Лечение наркомании и алкоголизма: путь к выздоровлению

Нормально ли развивается ребенок?

Чтобы определить, не отстает ли ваш малыш в развитии, показателей его роса и веса недостаточно. Есть еще множество других критериев (лингвистические и моторные навыки), позволяющих понять, «правильно» ли растет ребенок. В первый месяц жизни новорожденные начинают издавать звуки, в три - поднимать голову в положении лежа на животике, в четыре - они реагируют на ваш голос, улыбаясь.

Безусловно, родителям интересно и полезно наблюдать за этими этапами роста малыша, по ходу отмечая и другие очевидные признаки его взросления, такие как моторные и разговорные навыки. Однако не спешите сравнивать успехи малыша с другими детьми, ведь каждый ребенок - индивидуален. К примеру, кто-то начинает ходить в 9 месяцев, а кто-то лишь с 11.

Итак, как отличить ребенка, которому просто нужно немного больше времени от того, кто по-настоящему отстает в развитии? Медики считают, что нарушения в развитии присутствуют в том случае, когда ребенок, взрослея, не может делать то, что делают дети моложе его. Несмотря на то, что у каждого ребенка свой ритм развития, есть определенные умения и навыки, которыми малыш должен владеть в определенном возрасте.

Эти навыки и умения делят на пять основных категорий:

  • Основные моторные навыки:
    • умение ползать;
    • ходить;
  • Вторичные моторные навыки:
    • способность складывать кубики;
    • рисовать;
  • Языковые навыки:
    • умение говорить;
    • воспринимать речь других;
  • Навыки мышления;
  • Социальное взаимодействие.

Существует условная таблица показателей развития детей в зависимости от возраста. Помните, однако, что незначительные отклонения от этих показателей не являются нарушениями развития, хотя, конечно, если отклонения есть, лучше обсудить это с педиатром.

Таблица средних показателей развития детей

Возраст

Действия малыша

2 месяца

Улыбается, услышав ваш голос

3 месяца

Поднимает голову и шею, лежа на животе

Сжимает объекты в руке

Улыбается другим людям

4 месяца

Лепечет, улыбается и пытается имитировать звуки

6 месяцев

Переворачивается со спины на живот и с живота на спину

Перекладывает вещи с одной руки в другую

7 месяцев

Откликается на свое имя

Находит частично скрытые предметы

9 месяцев

Сидит без поддержки

Ползает

12 месяцев

Ходит с поддержкой или без

Выговаривает хотя бы одно слово

С удовольствием копирует звуки и мимику людей

18 месяцев

Уверенно ходит

Пьет с чашки

Говорит хотя бы 15 слов

2 года

Бегает

Говорит простые предложения

Следует простым инструкциям

Начинает придумывать ролевые игры

3 года

Карабкается по деревьям, турникам

Говорит сложными предложениями

Раскладывает предметы по цвету и размеру

4 года

Ладит с людьми, которые не являются членами семьи

Рисует круги и квадраты

Может ездить на трехколесном велосипеде

5 лет

Называет имена и адреса

Прыгает, скачет на одной ноге, умеет прыгать на скакалке

Одевается без посторонней помощи

Умеет сосчитать 5 и больше объектов

Если ребенок отстает

Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии, не паникуйте. Чаще всего, это незначительные отсрочки, не представляющие серьезной опасности. Еще чаще случается, что виноваты сами родители, слишком опекающие малыша. Например, ребенок не научился еще сидеть самостоятельно, так как родители не снимают его с рук.

Еще одна возможная причина - преждевременные роды. Дело в том, что у детей, которые родились раньше срока, уровень силы и развития мышц немного ниже, чем у тех, кто родился вовремя. Это может приводить к незначительным задержкам в развитии опорно-двигательной системы, которые со временем полностью нивелируются.

Если у ребенка проблемы с речью и/или пониманием, возможно, причина в рецидивной ушной инфекции. Реже причиной может быть аутизм, особенно если параллельно наблюдаются проблемы с социальным взаимодействием. Также, дети, в семье которых разговаривают больше чем на 2х языках, как правило, начинают говорить только к двум годам.

Причинами отклонений могут также быть генетические обусловленные заболевания, например, синдром Дауна, церебральный паралич, задержка умственного развития. Иногда, к сожалению, причину отставания установить не удается.

Как родители могут помочь

Эксперты предлагают:

Для улучшения развития основных моторных навыков:

  • не бойтесь положить ребенка на животик, чтобы дать ему возможность развивать мышцы шеи и спины;
  • убрав с пола опасные предметы (стулья с острыми углами, электроприборы, провода и т.д.), посадите малыша на пол, тем самым предоставив ему возможность изучать и исследовать пространство и свои возможности;
  • если в доме есть дети постарше, дайте им возможность поиграть на улице, где они смогут прыгать и бегать, не мешая новорожденному.

Для улучшения мелких двигательных навыков:

  • предложите малышу игрушки различного цвета, формы, структуры, чтобы дать ему возможность анализировать и запоминать «впечатления» пальцев;
  • позаботьтесь о пазлах, конструкторах, бумаге с красками и пластилине в соответствующем возрасте.

Для развития разговорных навыков:

  • слушайте с ребенком музыку, лучше, конечно же, классическую;
  • разговаривайте с малышом;
  • читайте ему вслух;
  • показывая рисунки в книжке, обязательно приговаривайте названия предметов, персонажей и др.

Для улучшения социального взаимодействия:

  • улыбайтесь и смейтесь вместе с ребенком;
  • ограничьте время, которое проводите у телевизора, и поиграйте с малышом.

Успехов вам!