Речевое и языковое развитие в возрасте от 3 до 5 лет
Речевое и языковое развитие относят к рецептивному языку (умение понимать слова и звуки) и экспрессивному языку (умение использовать речь и жесты для коммуникации).
У всех детей речевые навыки начинают активно развиваться именно в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период рецептивные языковые навыки становятся более утонченными; ребенок учится различать предметы и чувства. Более того, ребенок уже может понимать многоуровневые просьбы. Большинство детей также начинают более свободно говорить и строят более правильные предложения с точки зрения грамматики.
Этапы языкового и речевого развития |
|
Рецептивный язык |
Экспрессивный язык |
3 года |
- Ребенок может выполнять двухуровневые просьбы, например, «положи свою пижаму в корзину, а тапочки поставь в шкаф».
- Быстро учит новые слова; знает большинство названий предметов.
- Понимает концепцию «два».
- Понимает разницу полов.
- Знает свое полное имя.
|
- Ребенок начинает правильно употреблять множественное число, местоимения, а также предлоги.
- Очень часто спрашивает «почему» и «что».
- Часто использует законченные предложения из 3-4 слов.
|
4 года |
- Знает цвета.
- Понимает разницу между предметами одного класса и между предметами разных классов, например, разница между детьми и взрослыми.
- Может выполнять трехуровневые инструкции, например: «подойди к раковине, помой руки и вытри их полотенцем».
|
- Используют слова в прошедшем времени.
- Используют предложения из 5-6 слов.
- Могут описать, что с ними произошло или могут рассказать историю.
- Могут говорить достаточно четко, чтоб их понимали незнакомцы.
|
5 лет |
- Понимает взаимосвязь между предметами, например, «девочка, которая играет в мяч» или «мальчик, который прыгает на скакалке».
|
- Обычно может вести беседу с другим взрослым.
- Очень часто называет людей (или предметы) в зависимости от их взаимосвязи с окружающим миром, например, «мама Лены» вместо «Тетя Люда».
- Могут дать определения некоторым предметам, например, «ложка» или «кошка».
|