Этапы развития ребенка до 4 лет
Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.
Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.
Физическое развитие
Большинство детей к 4 годам:
Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.
Примечание: |
Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше. |
Таблица роста, 4 года |
|
Процентильное соотношение 10 |
Процентильное соотношение 90 |
Девочки: вес |
13,6 кг |
18,1 кг |
Девочки: рост |
93,75 см |
104 см. |
|
Мальчики: вес |
13,8 кг |
19,05 кг |
Мальчики: рост |
95 см |
106 см |
Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)
Большинство детей к 4 годам:
-
Могут назвать свое имя и фамилию.
-
Понимают концепцию счета и могут знать некоторые числа.
-
Лучше понимают концепции времени.
-
Могут назвать цвета.
-
Понимают разницу между похожими и между одинаковыми предметами.
-
Знают свой пол и могут назвать пол других.
-
Понимают, что события взаимосвязаны, хотя интерпретация событий не всегда бывает взаимосвязанной. Например, ребенок может логически понимать, что стакан разобьется, если ударить по нему камнем, но он может постоянно бросать камень, надеясь, что на этот раз стакан не разобьется (магическое мышление).
-
Понимает разницу между фантазией и реальностью. Тем не менее, дети все еще играют и «притворяются», и эти игры становятся все более и более креативными. Когда дети взволнованы или возбуждены, то могут путать вымышленные и реальные события.
-
В результате активной фантазии у них могут развиться различные страхи.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей к 4 годам:
-
Рассматривают себя как целостную личность с телом, умом и чувствами.
-
Понимают, что могут физически пораниться в результате чего ведут себя очень аккуратно.
-
Интересуются новыми видами деятельности.
-
Общаются с другими детьми и при помощи окружающих могут прийти к общему решению, чтоб избежать конфликтов.
-
Их настроение резко меняется: то они чего-то требуют и то стремятся к сотрудничеству.
-
Сами одеваются и раздеваются.
-
Во время игр могут притворяться, что играют роль мамы или папы.
-
Становятся более независимыми.
Языковое развитие
Большинство детей к 4 годам:
-
Используют предложения из 5-6 слов.
-
Говорят достаточно четко и незнакомые люди понимают их.
-
Освоили базовые правила грамматики.
-
Могут описать, что с ними произошло.
-
Поют песни.
-
Могут рассказать небольшую историю или рассказать части истории.
-
У ребенка могут возникать периоды (несколько недель), когда он повторяет слова или заикается.
Сенсорное и двигательное развитие
Большинство детей к 4 годам:
-
Прыгают и подскакивают на одной ноге.
-
С легкостью двигаются вперед и назад.
-
Могут подняться и спуститься по ступенькам, ни за что не держась.
-
Могут кататься на детском велосипеде.
-
Бросают мяч вперед, иногда ловят мяч, который отскочил. Они также могут подтолкнуть мяч вперед.
К 4 годам большинство детей уже могут использовать руки и пальцы, это явление называется тонкой моторикой:
-
Строят пирамиду из 10 кубиков.
-
Рисуют круг и квадраты.
-
Рисуют человека из 2 или 4 частей.
-
Использовать ножницы.
-
Писать некоторые заглавные буквы.