Этапы развития ребенка до 3 лет
Дети обычно развиваются от одного этапа развития к другому. Тем не менее, каждый ребенок развивается по-своему. Некоторые дети могут активно развиваться в одном направлении, например, языковом, и отставать в другом, например, в сенсорном и двигательном развитии.
Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, сенсорное и двигательное развитие.
Физическое развитие
Большинство детей к 3 годам:
-
Набирают в весе около 2 кг и вырастают примерно на 7 см в сравнении с двухлетним возрастом.
-
Выглядят худее, потому что их детские животики пропадают.
-
У них уже есть все зубы.
-
Выросли примерно на половину от своего максимально возможного роста в дошкольном возрасте (обычно в 2,5 года).
Нижеприведенные таблицы показывают приблизительное процентильное соотношение при нормальном весе и росте.
Примечание: |
Процентильное соотношение показывает количество детей, у которых показатели ниже или выше приведенных цифр. Например, если процентильный показатель веса и роста составляет 10, то это означает, что 10% всех детей весят меньше и их рост тоже меньше, приведенного показателя; если ребенок попадает в процентильный показатель веса и роста 90, то это означает, что 90% детей ниже и весят меньше в сравнении с приведенными цифрами, а 10% детей – выше и весят больше. |
Таблица роста, 3 года |
|
Процентильное соотношение 10 |
Процентильное соотношение 90 |
Девочки: вес |
11,7 кг |
15,9 кг |
Девочки: рост |
85,5 см |
97,5 см |
|
Мальчики: вес |
12,7 кг |
17,2 кг |
Мальчики: рост |
88,75 см |
98,75 см |
Мышление и аргументирование (когнитивное развитие)
Большинство детей к 3 годам:
-
Знают свое имя, возраст и пол.
-
Выполняют двухуровневые или трехуровневые инструкции, например, «возьми свою куклу и положи ее на кровать рядом с мишкой».
-
Понимают концепцию «два», например, дети понимают разницу между 1 и двумя печеньями. Тем не менее, пока еще дети не могут понять концепцию больших чисел.
-
Запоминают последовательность цифр, а не считают на самом деле. Тоже самое касается и алфавита; ребенок может запомнить последовательность букв, но не сможет отличить написанные буквы друг от друга. Тем не менее, некоторые дети трехлетнего возраста показывают необычайные способности к изучению чисел, счета и алфавита.
-
Любят играть с пазлами, состоящими из 3-4 частей. Большинство детей могут сортировать объекты по цвету и по форме.
-
Обладают богатой фантазией. Например, дети могут представлять, что их мягкие игрушки разговаривают и играют с ними.
Эмоциональное и социальное развитие
Большинство детей к 3 годам:
-
Испытывают широкий спектр эмоций.
-
Легко отделяются от своих родителей.
-
Открыто демонстрируют свою привязанность. Они могут спонтанно проявлять свою привязанность к друзьям по играм.
-
Понимают концепции «мое» и «твое». У них могут возникать проблемы при разделе игрушек или когда они играют с другими детьми.
-
Могут определить человека как мальчика или девочку. Тем не менее, они все еще не понимают разницу полов.
-
Многих детей интересует туалет; дети учатся ходить в туалет самостоятельно.
Языковое развитие
Большинство детей к 3 годам:
-
Быстро учат новые слова. Узнают и могут назвать окружающие их предметы.
-
Используют множественное число, например, «книги» для описания нескольких книг. Большинство детей к 3 годам также используют местоимения (я, ты, меня, мы, они) и используют законченные предложения из 4-5 слов. Незнакомцы понимают большую часть сказанного ребенком.
-
Часто спрашивает «почему» и «что».
-
Понимают большую часть сказанного в их адрес.
-
Еще не способны описать все свои чувства словами.
Сенсорное и двигательное развитие
Большинство детей к 3 годам:
-
Развивают движения, основывающиеся на широких мышцах (широкая моторика). Обычно к таким навыкам относят:
-
Бег.
-
Умение карабкаться. Большинство детей переставляют ноги, когда поднимаются или спускаются по ступенькам.
-
Прыгают на месте.
-
Ездят на трехколесном велосипеде.
-
Ударяют по мячу.
-
С легкостью кувыркаются.
-
Развивают более точную координацию, основанную на работе маленьких мускулов: движения рук и пальцев (тонкая моторика). К таким навыкам относят:
-
Круговые движения пальцами.
-
Использование чашки, вилки и ложки.
-
Умение самостоятельно одеваться, хотя ребенку все еще необходима помощь при застегивании пуговиц, молний и кнопок.
-
Умение переворачивать страницы в книге.
-
Построение пирамидки из 6 кубиков.
-
Умение держать ручку или карандаш большим и указательным пальцем.
-
Умение открывать и закрывать крышки.