Речевое и языковое развитие в возрасте 1-3 лет
Речевое и языковое развитие относят к рецептивному языку (умение понимать слова и звуки) и экспрессивному языку (умение использовать речь и жесты для коммуникации).
Большинство детей в 1 год начинают понимать значение слов. Рецептивный язык переходит от понимания имен людей и предметов, до возможности исполнять просьбы – это происходит приблизительно в 1-2 года. Экспрессивный язык переходит от простого использования жестов до бормотания в возрасте 1 года, использованию слов, простых фраз и структурных предложений в возрасте 2-3.
Этапы языкового и речевого развития |
Возраст |
Рецептивный язык |
Экспрессивный язык |
1 год (12-24 месяца) |
- Узнает, что у слов есть значение.
- Обычно узнает имена членов семьи и названия знакомых объектов.
- Понимает простые утверждения, например, «все ушли» и «дай мне».
- В возрасте 1-2 лет понимает простые просьбы, например, «дай папе мяч».
- К 18тмесяцам знает имена людей, названия частей тела и предметов.
|
- Использует жесты, указывает на что-то.
- Бубнит меньше, чем дети.
- Часто издает одно- или двускладные звуки, которые заменяют вещи, которые хочет ребенок, например, «баба» для бутылки. Ребенок также использует жесты, чтоб указать на предметы, которые он хочет.
- В 12-18 месяцев может использовать собственный язык, который еще называют жаргон: смесь из настоящих и выдуманных слов.
- В 1-2 года может сказать 20-50 слов, которые понимают члены семьи.
|
2 года (24-36 месяцев) |
- Знают название как минимум 7 частей тела
- Улучшают представление об окружающих объектах.
- Выполняют простые просьбы (например, «положи книгу на стол»)
|
- Продолжает учить и использовать жесты.
- Иногда много говорит, хотя некоторые дети не говорят.
- Если ребенок не разговаривает, то развивает систему коммуникации с использованием жестов и выражений на лице; вероятнее всего, в скором времени ребенок начнет развивать нормальные языковые навыки.
- Иногда может назвать некоторые части тела (например, руки и ноги), любимые игрушки, знакомые предметы (например, кот или собака).
- Использует местоимения, например, «я» или «ты», но очень часто они перемешиваются.
- К 3 годам обычно может произнести от 150 до 200 слов. Незнакомые люди могут понимать 75% из сказанного.
- Могут составлять фразы, например, «бутылка нет» или «хочу печенье».
|