Этапы развития для двухлетнего ребенка
Обычно дети развиваются от одного этапа к другому. Тем не менее, взросление и приобретение навыков очень индивидуально и у каждого ребенка этот процесс происходит по-своему. Некоторые дети могут прогрессировать в развитии в одном направлении, например языковое развитие, и отставать в другом направлении, например сенсорное и двигательное развитие.
Обычно этапы развития разделяют на пять основных категорий: физическое развитие, когнитивное развитие, эмоциональное и социальное развитие, языковое развитие, а также сенсорное и двигательное развитие.
Рост и физическое развитие
Большинство детей к 2 годам:
Размышление и аргументирование (когнитивное развитие)
Большинство детей к 2 годам:
-
Начинаю понимать простые временные концепции, например «сейчас», «позже», «несколько минут». (В этом возрасте еще очень трудно понять концепцию далекого будущего или слово «навсегда»)
-
Выполняют простые просьбы, например «положи книгу на стол». Но очень часто сложные двухуровневые просьбы дети выполнить не могут, например «помой руки и иди сюда».
-
Разбираются в определенном символизме, например, кивает головой, чтоб сказать «да» или «нет».
-
Очень часто хотят делать несовместимые вещи. Например, двухгодовалый ребенок может хотеть выйти на улицу в снегопад в своих домашних тапочках.
-
Начинают «притворятся» во время игры, например, разговаривают по игрушечному телефону.
-
Начинают различать предметы по цвету и по форме.
-
Могут найти предмет, который Вы спрятали под одеяло или под покрывало.
Эмоциональное развитие
Большинство детей к 2 годам:
-
Развивают самосознание, понимают, что они личности и действуют отдельно от других. И хотя дети очень увлечены развитием своих способностей, они очень сильно борются с чувством независимости, которое начинает у них развиваться. Сначала ребенок может просить у Вас помощи, а через минуту он уже будет убегать от Вас. Дети понимают и используют слово «нет», чтоб самоутвердится. Иногда Вы сможете сгладить конфликтную ситуацию, если отвлечете ребенка чем-то другим или сформулируете просьбу по-другому. Тем не менее, ребенок может упрямо настаивать на продолжении. Приступы гнева отражают раздражение и противоречащие чувства ребенка.
Приступы гнева
Приступ гнева – это незапланированное и неконтролируемое выражение гнева. Во время приступа ребенок может плакать, кричать, или же падать на землю.
Приступы гнева наиболее агрессивны первые 30 секунд. Они могут длиться от 30 секунд до 2 минут.
Не стоит обращать внимание на приступы гнева. Это скорее реакция ребенка на внутреннее раздражение. Хотя приступы гнева могут возникать в любом возрасте, даже в дошкольный период, наиболее часто они наблюдаются у детей от 1 до 4 лет.
По мере взросления дети учатся контролировать свои эмоции. Детям, у которых приступы гнева продолжаются после 4 лет, нужна помощь специалиста, который бы научил их контролировать гнев. |
-
Понимают, что они не всегда могут получить то, что хотят и иногда надо подождать. И хотя многие дети видят взаимосвязь между своими действиями и последующими событиями, они все еще действуют импульсивно. У детей часто меняется поведение, потому-то они не задумываются о последовательности своих действий.
-
Любят наблюдать и имитировать других людей, особенно взрослых и детей.
-
Любят общаться с другими детьми. Тем не менее, они все еще играют параллельно – рядом, но не вместе с другими детьми. У них еще не развито чувство необходимости делиться, они не умеют играть с другими.
-
Не понимают разницу полов, но начинают узнавать, что она существует. Обычно они не замечают обычных признаков разницы полов, например длина волос и одежда.
Языковое развитие
Большинство детей к 2 годам:
-
Используют как минимум 50 слов.
-
Складывают слова вместе, например «нет бутылка».
-
Называют части тела и некоторые объекты, например «игрушка» или «кот».
-
Говорят на языке из придуманных и реально существующих слов.
-
Используют местоимения «я» и «ты», но очень часто путают их.
-
Часто повторяют слова, услышанные в разговоре взрослых.
Сенсорное и двигательное развитие
Большинство детей к 2 годам:
-
Хорошо видят и слышат. Тем не менее, частые ушные инфекции могут повредить нормальному развитию слуха, что в свою очередь повлияет на языковое и речевое развитие.
-
Очень быстро развиваются двигательные навыки. К двум годам дети обычно уже могут подыматься и спускаться по ступенькам, бьют по мячу, начинают бегать. Большинство детей могут стать на цыпочки. Вы можете увидеть, как ребенок носит по квартире игрушки, и даже очень большие. Перетаскивание игрушек – любимое занятие ребенка в этом возрасте.
-
Могут делать простые наброски и рисовать линии карандашом. Дети также могут доставать из коробки игрушки и другие предметы, могут построить пирамидку из 4 блоков. Обратите внимание, что ребенок использует одну руку больше, чем другую.