1 | Жизненная гармония |
2 | Стресс и здоровье |
3 | Работа и личная жизнь |
4 | Управляйте временем |
5 | Критические ситуации |
Возрастное развитие. Психическое развитие - процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. В каждом из возрастов складываются новые психические качества - новообразования, как их назвал Выготский. Новообразованием юности, например, является профессиональное самоопределение и ответственность, а в зрелости - это устремленность к профессиональным вершинам, стабильные профессиональные притязания, индивидуализация.
В процессе изучения возрастного развития человека были выделены закономерности, такие как неравномерность и гетерохронность.
Неравномерность возрастного развития заключается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами. В разные возрастные периоды может ускоряться или замедляться психическое развитие. Известно, например, увеличение темпов развития в подростковый период и относительное замедление в период взрослости. На неравномерность психического развития оказывает влияние историческое время. В XX в. по сравнению с XIX в. наблюдаются явления ускорения, или акселерации, общесоматического и нервно-психического развития и в то же время замедление процессов старения.
Гетерохронность развития проявляется в несовпадении во времени характеристик развития разных функций. Примером гетерохронии может быть несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных функций, интеллектуальных, творческих способностей и социального развития. Сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18-25 лет, интеллектуальные, творческие способности могут достигать, в среднем, своего оптимума в 35 лет, а личностная зрелость - в 50-60 лет. Это создает благоприятные условия для возрастного индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. В период роста быстрее всего развиваются именно те функции (например, сенсорные), которые имеют первостепенное значение для развития других функций. В период старения гетерохрония обеспечивает сохранность и дальнейшее развитие одних функций за счет других, которые в это время инволюционизируют и ослабевают. Так, осведомленность и словарный запас пожилого человека могут увеличиваться, в то время как психомоторика и сенсорно-перцептивные функции ухудшаются. Гетерохронность развития находит свое отражение в существовании нескольких видов возрастов. Существует понятие паспортного возраста, который определяется количеством прожитых лет. Биологический возраст определяется степенью зрелости организма, нервной системы, износа организма. Социальный возраст определяется исходя из тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек. Психологический возраст определяется характером планов, перспектив будущей жизни; чем больше у человека нереализованных планов, тем моложе его психологический возраст. То есть психологический возраст измеряется внутренней системой отсчета личности и зависит от удельного веса в нем психологического прошлого и психологического будущего. Очень часто перенесенная тяжелая болезнь, инвалидность изменяют эту внутреннюю систему отсчета и резко увеличивают психологический возраст личности, повышая удельный вес психологического прошлого.
В развитии всех систем отмечается сложное переплетение инволюционных и эволюционных процессов. К психологическим факторам возрастного развития, противостоящим общему процессу старения, можно отнести развитие речемыслительных функций и сенсибилизацию функций в процессе трудовой деятельности. По поводу первого из этих факторов Ананьев писал, что важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции. Было показано, что люди, продолжающие образование в зрелом возрасте, занимающиеся умственной деятельностью, характеризуются более высокой сохранностью психофизиологических, сенсомоторных, интеллектуальных функций на всем диапазоне взрослости. Более того, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. Что касается второго фактора развития, а именно, сенсибилизации функций в процессе трудовой деятельности, то следует отметить, что в развитии психических функций выделяется 2 фазы. 1-я фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (в юности, молодости, начале среднего возраста), определяемым их созреванием. Во 2-й фазе эволюция функций сопровождается специализацией их применительно к определенной деятельности. Этот второй пик функционального развития достигается в более поздние периоды зрелости. Если в первой фазе развития в качестве главного механизма выступает функциональный, то во второй фазе в качестве главных механизмов выступают операциональные, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека, как субъекта деятельности. Так, например, было показано, что у лиц водительских профессий острота зрения, поле зрения, глазомер оставались сохранными вплоть до пенсионного возраста благодаря включенности их в профессиональную деятельность.
По мере становления личности растет целостность, интегративность ее психической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенциалы развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности, проявляющуюся в ее интересах, эмоциональном, осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.
Одной из тенденций развития является обобщение отношений личности: в процессе ее формирования в ходе онтогенеза интегральной индивидуальности происходит постепенное устранение рассогласований между свойствами разных уровней, человек становится более цельным, интегрированным. Можно сказать, что индивидуальность, как продукт развития, сформировавшись, сама становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и развития.
Важнейшим фактором развития являются общие способности или одаренность. Наличие противоречий между возможностями, потенциалами, способностями человека и его интересами, отношениями, направленностями (то есть между потенциями и тенденциями) выступает как необходимый фактор и движущая сила развития индивидуальности. Пути и способы разрешения противоречий могут быть различными: формирование индивидуального стиля, снижение уровня притязаний, возникновение новых интересов, отношений; развитие и совершенствование свойств индивидуума.
Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов. Под сенситивными периодами развития понимают периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Так, например, периодом, сенситивным для обучения языку, является 2-3-летний возраст. Критические периоды характеризуются, с одной стороны, снижением многих показателей, захватывающих разные уровни индивидуальности. К такого рода критическим периодам относится, например, возраст 18 лет, когда отмечается снижение функций внимания, памяти, мышления, с последующим их повышением у 19-20-летних. С другой стороны, критические периоды в развитии характеризуются появлением рассогласований, противоречий, что ведет к возникновению новых продуктивных тенденций развития. Возрастные кризисы представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития.
В современных периодизациях возрастного развития используют различные принципы. Имеются периодизации, опирающиеся на биологические характеристики возраста, рассматривающие жизненный цикл, как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий становления индивида; и принцип, опирающийся на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, опирающиеся на биологические признаки. Так, например, Нагорный, Никитин, Буланкин опираются в своей периодизации на учет показателей скорости роста, дифференцировки тканей и органов, изменения напряженности и характера обмена веществ, учет изменений в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. Бунак выделяет морфологические признаки периодизации. Часто понятие возраста редуцируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).