1 | Обзор и факты |
2 | Эфирные масла |
3 | Ароматерапия для мам |
4 | Аромамассаж |
5 | Арома-косметика |
Акупрессура |
Аромаэротика - алхимия любви |
Ароматерапия с позиций Аюрведы |
Смешивание - это искусство соединения двух или более эфирных масел для получения состава с новыми свойствами. Одно из важных правил, которые необходимо соблюдать при смешивании, заключается в том, чтобы избегать совмещения противоположностей, иначе свойства масел взаимно нейтрализуются. Например, если вы готовите состав, предназначенный для успокоения или охлаждения, не следует добавлять в него согревающие и стимулирующие масла.
В основе французской методики смешивания лежит система координат, в которой все масла классифицируются на основе двух пар противоположностей. На горизонтальной оси располагаются наркотические (слева) и стимулирующие (справа) масла, а на вертикальной - свежие и чистые (вверху) и эрогенные (внизу). Масла, которые обладают стимулирующими свойствами, не следует смешивать с наркотическими маслами, а чистые масла - с эрогенными. В противном случае свойства масел в смеси взаимно уничтожатся. Соблюдение этого принципа позволяет избежать многих неудач. Д-р Курт Шнаубельт в своем руководстве по ароматерапии дает превосходное описание этой методики смешивания и показывает, что чистое (антиэрогенное) масло со стимулирующим образует освежающий состав, стимулирующее с эрогенным - возбуждающий, эрогенное с наркотическим - «знойный», а наркотическое с антиэрогенным - успокаивающий.
Существует и множество других методов смешивания, в том числе астрологический, позволяющий составлять композиции эфирных масел, соответствующие различным знакам зодиака, планетам, элементам и даже каббалистическим символам. Эта методика описана в работе «Магическое и ритуальное применение ароматов» Ричарда Алена Миллера и Айоны Миллер (которые приходятся лишь однофамильцами авторам данной книги). Там же рассказывается об особом методе смешивания, которым пользовался итальянский исследователь Парессе. Он соотнес различные эфирные масла со ступенями музыкального звукоряда, взяв за основу показатель скорости, с которой испаряется масло. С учетом этих соотнесений можно составлять «аккорды», которые, с точки зрения теории музыки, должны «звучать» гармонично. К примеру, букет ароматов, соответствующий нотам «до» различных октав, от баса до сопрано, включает сандал, герань, акацию, цветки апельсина и камфору.
«Тона» ароматов
Один из самых популярных методов смешивания эфирных масел, применяющихся в ароматерапии, основан на показателях скорости испарения. В соответствии с этими показателями все масла распределяются на три группы «тонов»: верхнюю, среднюю и нижнюю.
Верхние тона
В группу верхних тонов входят масла с самой высокой скоростью испарения, на запах которых мы реагируем очень быстро. Именно масла верхних тонов быстрее всего воспринимаются в букете ароматов и, как правило, пахнут сильнее прочих, но, к сожалению, запах их очень быстро улетучивается. Высоким показателем испарения обладают цитрусовые масла. Верхние тона составляют 10-15% от общего букета. Присущая им высокая скорость испарения объясняется высоким содержанием терпенов, молекулы которых невелики по размерам и быстро рассеиваются. Если нанести каплю масла верхнего тона на промокательную бумагу, то пятно продержится от 15 минут до 2 часов.
Средние тона
Средние тона в букете мы воспринимаем во вторую очередь, после того, как слегка рассеется подавляющий их аромат верхних тонов. Они составляют основу смеси - как правило, 40-80% состава. Благодаря им резкий запах верхних тонов гармонично сливается с глубоким ароматом нижних тонов. Масла средних тонов извлекаются, главным образом, из травянистых частей растений - лаванды, ромашки, пупавки, герани, листьев розового дерева.
Как правило, они теплые, мягкие и сочные, оказывают стабилизирующее и гармонизирующее действие. Многие из них воздействуют преимущественно на обменные процессы - на пищеварение и другие функции внутренних органов, тогда как масла верхних тонов влияют, в первую очередь, на психическое состояние. Если нанести каплю масла среднего тона на промокательную бумагу, то пятно продержится от нескольких часов до нескольких дней.
Нижние тона
Ароматические вещества нижних тонов называют закрепителями, потому что они фиксируют, удерживают запах и замедляют процесс испарения верхних тонов. Типичные образцы ароматов нижних тонов - пачули, «кедровая древесина» и ветивер. Обычно это густые масла темного цвета. Если нюхать их во флаконе, то запах может показаться не слишком крепким. Но если нанести такое масло на тело или распылить в воздухе, то аромат окажется очень стойким и продержится несколько дней. Многие ароматические вещества нижних тонов имеют не очень приятный запах, но в смесях они играют очень важную роль, даже если составляют не более 5% букета. Эти вещества издавна применялись в духовных практиках (например, для умащения чакр), и многие из них связаны с мужскими или женскими половыми органами. На промокательной бумаге пятно от масла нижнего тона продержится от нескольких дней до нескольких недель.
Не следует забывать, что каждое эфирное масло содержит сотни химических компонентов. Одни из этих компонентов относятся к верхним тонам, другие - к средним, третьи - к нижним. Например, в составе масла дягиля присутствуют не только очень мощные и быстро воспринимающиеся обонянием верхние тона (мускусные кетоны, состоящие из молекул малой величины), но также и вещества средних и нижних тонов. Многие масла сами по себе представляют полноценные смеси, включающие полный спектр запахов. Еще один пример - розовое масло, в котором содержатся и верхние тона, и средние, и нижние.
Читая описания эфирных масел и книги по ароматерапии, вы можете обнаружить, что одно и то же масло одни авторы относят к верхним тонам, а другие - к средним. Подчас и те, и другие правы.
Смешивание эфирных масел позволяет получить состав, обладающий одновременно несколькими полезными свойствами. К примеру, если вы хотите избавиться от угрей, вам понадобится смесь с дезинфицирующим действием, чтобы избавиться от бактерий, вызывающих раздражение на поверхности кожи. Таким действием обладает лавандовое масло. Далее, вам потребуется эфирное масло, подавляющее функцию сальных желез и снижающее скорость обменных процессов в коже. Для этой цели подойдет масло из семян моркови или «кедровая древесина».
Иногда угри сопровождаются воспалением, и в таких случаях следует добавить к смеси противовоспалительный компонент - например, масло зверобоя или аптечной ромашки. Нередко угри представляют собой внешнее проявление таких внутренних проблем, как нарушение душевного равновесия, низкая самооценка или недостаток уверенности в себе. Поэтому имеет смысл включить в состав масло дягиля, которое обладает способностью укреплять душевные силы. Работа составителя ароматических композиций заключается в том, чтобы изучать свойства отдельных масел, отбирать масла, которые хорошо согласуются друг с другом, не вступая в энергетическое противоречие, и следить за тем, чтобы состав получался гармоничным, сочетал в себе верхние, средние и нижние тона в должной пропорции и, наконец, обладал приятным запахом. Нередко масла верхних или средних тонов призваны маскировать неприятный запах масла нижнего тона, обладающего необходимыми лечебными свойствами.
Все эти принципы традиционного искусства смешивания можно дополнить аюрведическими правилами, приняв во внимание конституциональные типы и роль дисбаланса дош в возникновении различных заболеваний. В помощь ароматерапевтам, работающим в аюрведической системе, мы распределили масла для ваты, питты и капхи по трем дополнительным категориям - по группам верхних, средних и нижних тонов. Чтобы составлять сбалансированные аюрведические смеси, действуйте по следующей схеме:
Эфирные масла для смесей при дисбалансе ваты
ВЕРХНИЕ ТОНА
|
СРЕДНИЕ ТОНА
|
НИЖНИЕ ТОНА
|
Эфирные масла для смесей при дисбалансе питты
ВЕРХНИЕ ТОНА
|
СРЕДНИЕ ТОНА
|
НИЖНИЕ ТОНА
|
Эфирные масла для смесей при дисбалансе капхи
ВЕРХНИЕ ТОНА
|
СРЕДНИЕ ТОНА
|
НИЖНИЕ ТОНА
|