Ароматерапия с позиций Аюрведы
Аюрведа: наука жизни
История и философия аюрведы
Пять элементов
Три доши
Соотношение дош
Влияние климатических условий
Стадии жизни
Суточный цикл в аюрведе
Индивидуальное соотношение дош и типы конституции
Вата-тип
Питта-тип
Капха-тип
Семь смешанных типов
Пульс, общий характер пульса
Вкус жизни
Формы дош
Пять форм питты
Симптомы дисбаланса отдельных форм дош
Общие принцыпи и равновесия дош
Диетические предписания для устранения дисбаланса
Токсины болезни
Ароматерапия и эфирные масла
Аюрведическая химия
Энергетические свойства эфирных масел
Функциональные группы химических веществ
Ароматерапия и коррекция дисбаланса дош
Ватогенная недостаточность
Масла при расстройствах ваты обоих типов кожи
Эфирные масла при дисбалансе питты
Эфирные масла при дисбалансе капхи
Применение эфирных масел. Аюрведическое смешивание
Масла-носители
Личная гигиена
Ингаляция
Компрессы
Уход за зубами
Уход за кожей
Мази с эфирными маслами
Уход за волосами
Ароматизация помещения
Афродизиаки - эротические стимуляторы
Лекарственное масло ГИ
Аюрведа для будущей матери
Уход за телом во время беременности
Послеродовой период
Менопауза
Восстановление здоровья - аллергия
Лечение артрита
Респираторные вирусные заболевания
Герпес (губной и генитальный)
Инфекционные заболевания почек и мочевого пузыря
Желудочно-кишечные заболевания. Проблемы с желудком
Эфирные масла и эндокринные железы
Сознание, чувства и дух
Индийский массаж и Марма-терапия
Массажные масла для восстановления равновесия дош
Типы массажной техники
Мармы и эфирные масла
В помощь путешественникам
Аура, чакры и эфирные масла
Чакры и эфирные масла
Драгоценные камни и эфирные масла
Эфирнеы масла и панчакарма. Сезонная «уборка»
Широдхара
Тарпана
Расаяна
Редкие эфирные масла - Аджаван
Алойное дерево
Алоэ-мускусная смесь
Брами
Бессмертник
Бархатцы
Водоросли морские
Девясил
Джатамамси (аралия индийская)
Дхавана
Дягиль
Жимолость (Канчамара)
Зверобой
Ирис
Кассия
Лотос
Магнолия
Могра
Мускус (растительный)
Панданус ароматнейший
Стиракс
Сыть
Танжерин
Трифолия
Тубероза
Тысячелистник
Ферула (Гальбан)
Фиалка (экстракт листьев)
Хмель
Хна
Чабер
Чампа
Шамама
Шафран
Эверния
Эстрагон
Янтарное масло
Словарь терминов
 

Гид по разделу:

1 Обзор и факты
2 Эфирные масла
3 Ароматерапия для мам
4 Аромамассаж
5 Арома-косметика

Связанные материалы
Акупрессура
Аромаэротика - алхимия любви
Ароматерапия с позиций Аюрведы



История и философия аюрведы

Аюрведу открыли людям древнеиндийские просветленные мудрецы - риши. Эти великие провидцы, которые установили связь с духовным миром, не утратив связи с миром физическим, сумели проникнуть мыслью в самые основы мироздания и постичь место человека в мире. Они положили начало устной традиции передачи знания - традиции гибкой и восприимчивой к новым веяниям, способной расти и развиваться. И аюрведа росла и развивалась по мере открытия новых методов лечения и новых растений, по мере знакомства с достижениями иных культур. Риши были великими учеными.

Благодаря им такие дисциплины, как хирургия, терапевтическое применение растений, минералов и металлов, физическая культура, физиология человека, его анатомия и психология, совершили гигантский шаг вперед в своем развитии. В области хирургии они освоили даже такие сложные операции, как кесарево сечение (которое на Западе научились успешно проводить лишь немногим более ста лет назад). Эти знания передавались от учителя к ученику на протяжении веков, а с возникновением письменности были зафиксированы в текстах Ригведы (4500 лет назад) и Атхарваведы (3200 лет назад) и в прочих сводах древней мудрости.

Постепенно учение аюрведы проникало в другие культуры, где благодаря своей гибкости удачно вписывалось в местные медицинские системы. Аюрведа оказала немалое влияние на медицину Тибета, Китая, Персии, Египта, Древней Греции, Древнего Рима и Индонезии.

В период британского колониального господства в Индии аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению Ост-индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении почти ста лет аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли оплачивать услуги врачей.

Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость, аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В настоящее время средствами аюрведы лечатся около 70% жителей Индии. В 1978 году участники международной конференции «Медицина "третьего мира"», созванной по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ООН, пришли к выводу о том, что именно аюрведа - то медицинское направление, которое лучше всего подходит для слаборазвитых стран. Есть надежда, что на основе аюрведы будет создана новая всемирная система медицины: благодаря своей дешевизне, опоре на использование местных растений и природных средств, применимости в любых климатических условиях и относительной независимости от фармацевтической промышленности аюрведа способна приносить пользу всем народам мира. Ее можно с успехом дополнять методами западной, китайской и прочих традиционных медицинских систем.

Философия

Согласно учению аюрведы, основа здоровья - это согласие с самим собой. Для здоровья необходима гармоничная согласованность между жизненными целями, мыслями, чувствами и действиями. Если ваши цели миролюбивы, но мысли исполнены страха, а эмоции проникнуты пессимизмом, то ваше физическое тело заболеет - подаст «сигнал тревоги»,  призывая вас измениться. Поэтому физическое недомогание в аюрведе считается хорошим признаком: ведь оно помогает нам осознать некий прежде скрытый от нас изъян - изъян, который необходимо устранить. Здоровье - это гармоничное взаимодействие между всеми составными частями нашего «я». Эта внутренняя гармония проявляется и во внешнем мире - как гармоничные отношения с родными, друзьями, сотрудниками, с обществом в целом и со всем природным миром.

Одни из первых вопросов, которые обычно задают своим пациентам врачи-аюрведисты, могут звучать так: «В чем вы видите цель своей жизни? В форме какой работы, какого вида деятельности выражается ваше стремление к этой цели? А как у вас обстоят дела в области личных отношений?» Если во всех этих областях вашей жизни царит гармония, то исцелить физический недуг гораздо легче.

Цель аюрведы - истинная свобода от смерти и болезней, ничем не омраченное физическое, душевное и духовное счастье.

Как ни удивительно это звучит, одной из основных жизненных целей аюрведическая философия провозглашает наслаждение. Но если мы станем злоупотреблять благами жизни, то утратим способность наслаждаться, и болезнь - это один из способов, которыми природа указывает нам на то, что мы злоупотребляем ее дарами. Либо мы себя ограничим, либо мать-природа сама ограничит нас. Люди Запада часто страдают хроническими заболеваниями именно потому, что они живут в мире изобилия и склонны к злоупотреблениям.

Четыре жизненные цели (поучению аюрведы)

  1. Исполнение обязанностей перед обществом.
  2. Накопление материальных благ в ходе исполнения обязанностей.
  3. Удовлетворение законных желаний с помощью накопленных материальных благ.
  4. Осознание того, что жизнь есть нечто большее, чем наши обязанности перед обществом, материальные блага и удовлетворение желаний.

Согласно аюрведической философии, крепкое здоровье невозможно без здоровой иммунной системы. Иммунная система - это великий дар Божественной Матери-Природы, дар, который растит, поддерживает и питает наше тело, а также обороняет его от вторжения извне. До тех пор, пока иммунная система здорова, мы надежно защищены от болезней. В древних ведических текстах иммунитет обозначался словом, которое в буквальном переводе означает «прощение болезни». Подразумевается, что болезни возникают из-за нездоровых мыслей и неправильного образа жизни.

Итак, болезнь - это сигнал о том, что назрела необходимость в переменах. Нужно избавиться от привычного нам представления о симптомах болезни как о досадных и бессмысленных помехах, - и тогда мы обретем силу. Выздоровление наступает тогда, когда мы перестаем возлагать вину за свои невзгоды на других людей или на внешние обстоятельства, и начинаем воспринимать эти невзгоды как испытания, открывающие перед нами новые пути. Болезнь можно превратить в благоприятную возможность для роста и развития. Таким образом, здоровье - это динамическое равновесие между цельной и неповторимой человеческой личностью и природой как совокупностью всех проявлений бытия. А такое равновесие достижимо лишь при условии, что мы не забываем о своем долге перед природой.

Подведем итоги

Аюрведическая философия утверждает, что основа здоровья - это тесная и гармоничная взаимосвязь между всеми аспектами нашего «я», между всеми нашими мыслями, эмоциями, побуждениями и духовными устремлениями. Кроме того, для крепкого здоровья необходимо поддерживать гармоничные отношения с другими людьми, признавать лежащий на нас долг перед Матерью-природой, жить в соответствии со своими представлениями о смысле жизни и стремиться к достижению достойных жизненных целей. Аюрведа отводит важную роль здоровью иммунной системы, указывает, что источник силы - это умение прощать, и утверждает, что бессмертие достижимо.