Синдром дефицита внимания с гиперактивностью


Профилактика возникновения СДВГ

Не существует свидетельств того, что СДВГ можно предотвратить. Тем не менее, существуют способы помочь детям добиваться наилучших результатов, как дома, так и в школе.

Может ли качественное дородовое наблюдение помочь в предотвращении СДВГ?

Плохое дородовое наблюдение ассоциируется с СДВГ. Поэтому, если Вы ожидаете ребёнка, Вы можете сами повысить вероятность рождения малыша без СДВГ, следя за своим здоровьем во время беременности. Правильное питание и регулярные осмотры у врача очень важны, также как избегание употребления алкоголя и наркотических веществ.

У детей, матери которых курили во время беременности, риск возникновения СДВГ в два раза выше. Некоторые исследования прослеживают взаимосвязь между влиянием свинца на беременную женщину или на маленького ребёнка и возникновением СДВГ. Другие фокусируются на исследовании связи между СДВГ и преждевременными родами. При этом все вышеперечисленные исследования акцентируют внимание на правильном наблюдении беременности.

Играет ли питание роль в предотвращении СДВГ?

Обеспечение хорошего, здорового питания ребёнку с самого раннего возраста привьёт ему привычку правильно питаться. Сбалансированная диета, достаточное количество физических нагрузок и активности может помочь всем детям, даже тем, кому уже поставлен диагноз СДВГ.

Не существует научных подтверждений взаимосвязи между возникновением СДВГ и употреблением сахара. Но многие эксперты сходятся во мнении, что изменение рациона ребёнка может снизить уровень гиперактивности. Бен Файнхолд разработал популярную диету для лечения гиперактивности. Это исключающая диета, при которой из рациона выводятся искусственные красители, усилители вкуса и консерванты. Медицинское сообщество не приняло эту диету, а некоторые исследования даже опровергли её эффективность, но всё же многие родители, испробовавшие её применение, отмечали улучшения в поведении их детей.

Переработанный сахар и карбогидраты (углеводы) могут могут влиять на уровень активности ребёнка. Это происходит из-за резкого повышения уровня глюкозы в крови, который происходит благодаря быстрому поступлению этих веществ в кровеносную систему. Такой резкий выброс сахара в кровь может спровоцировать скачок адреналина, повышающий активность ребёнка. После чего активность снижается и могут наблюдаться перепады настроения, когда уровень адреналина снижается.

Родителей поощряют исключить некоторые продукты из рациона детей, если им кажется, что эта пища плохо влияет на поведение ребёнка с СДВГ. В то же время некоторые эксперты считают, что у детей могут наблюдаться определённые перемены в поведении после исключающей диеты из-за того, что члены семьи немного меняют своё поведение, пока придерживаются диетических ограничений. Поведение ребёнка может улучшиться, но не благодаря диете, а как результат получения ребёнком большего количества внимания родителей.

Очень важно не перестараться с ограничивающей диетой для ребёнка. Главным образом для того, чтобы не создать недостаток получаемых с пищей питательных веществ. Диетологи и доктора могут помочь Вам в составлении здорового плана питания для Ваших детей.

Может ли соблюдение чёткого распорядка дня помочь в предотвращении СДВГ?

Все дети получают только пользу от соблюдения распорядка дня и чёткости поставленных задач, но особенно это важно для детей с СДВГ. Если вы повесите расписание занятий на день на заметном для ребёнка месте, ему будет гораздо проще понять, чего от него ожидают. Такие расписания должны составляться с указанием времени для конкретной деятельности, например:

  • Пробуждение.
  • Приём пищи.
  • Время для игор.
  • Выполнение домашнего задания.
  • Выполнение обязанностей по дому.
  • Просмотр телепередач.
  • Принятие участия во внеплановой деятельности.
  • Сон.

Как только расписание составлено, рутинные обязанности должны ежедневно выполняться максимально приближено к расписанию. Если планируются какие-либо отклонения от расписания, Вы должны зарание объяснить их ребёнку. И, хотя вывешивание расписания не предупреждает возникновения СДВГ, оно поможет Вашему ребёнку лучше справляться с повседневными обязанностями.

Для детей постарше, независимо от того, есть у них СДВГ или нет, важно придерживаться расписания в выполнении домашних заданий. Также важно, чтобы у ребёнка было специальное место для выполнения домашних заданий, где его ничего не отвлекало бы. Существенным элементом при этом являются небольшие перерывы в работе. Особенно это важно для гиперактивных детей, которым сложно подолгу сидеть на месте и сосредотачиваться.

Каким образом управление поведением помогает в предотвращении возникновения СДВГ?

Многие врачи полагают, что можно контролировать поведение ребёнка при помощи управления поведением. А некоторые эксперты даже считают его действенным в предотвращении СДВГ, и для контроля поведения ребёнка с СДВГ.

Первым шагом в управлении поведением будет построение положительных отношений между родителями и ребёнком, основанных на желании ребёнка сделать приятно родителям. Специалисты утверждают, что этого можно достичь, ежедневно проводя некоторое количество времени с ребёнком. Это время должно выделяться, как «специальное время», во время которого право выбора деятельности должно принадлежать ребёнку. Ваша задача при этом – помогать Вашему сыну и дочери получать приятные впечатления. Целью такого время препровождения является установление хороших отношений между Вами и Вашими детьми. Когда эта методика даст результат, Ваш ребёнок сам будет заинтересован в том, чтобы Вам угодить.

Следующим шагом в управлении поведением станет использование положительного закрепления результата, когда Ваш ребёнок ведёт себя хорошо. Хвалите его, когда он придерживается хорошего поведения, таким образом Вы сможете поощрить ребёнка чаще весть себя хорошо. Очень важно при этом, чтобы поощрение было не только материальным, но и социального характера. Материальным вознаграждением может быть разрешение посмотреть телевизор или получение символической награды, которая должна что-то символизировать.

Эксперты поощряют родителей отмечать хорошее поведение ребёнка как минимум пять раз за день, при этом как-то символично его награждать. Желание ребёнка хорошо себя вести часто увеличивается, когда он начинает понимать, что родители ценят это и замечают.

Важно выставлять разумные требования к детям, основываясь на том, что нормально для их возраста, и ставить больший акцент на новую деятельность. Убедитесь в том, что дети понимают, что именно Вы от них ожидаете. Если Вы позволите ребёнку самому выбирать материальные поощрения, которые он или она получает, Вы тем самым несколько усиливаете позицию Вашего ребёнка в этой программе. Это повысит шансы на успех.

Важно переубедиться, что ребёнок понимает Ваши ожидания. Один из способов это сделать – это добиться внимания ребёнка, внимательно посмотрев в его/её глаза. Все указания делайте простыми, чёткими, лаконичными и объясняйте их спокойным голосом. Вы также можете попросить Вашего ребёнка повторить задание, чтобы убедиться, что он его действительно понял.

И, наконец, очень важно оставаться последовательным в таком подходе. Если Вы не наградите ребёнка за хорошее поведение, Вы сами перепутаете его ощущения, дадите ему понять противоречивость подхода.

Изменит ли применение наказаний поведение?

Последним шагом управления поведение является применение негативных последствий за нежелательное поведение. Случаи плохого поведения ребёнка должны уменьшиться, если его за это регулярно наказывать.

И опять же, очень важно чётко объяснить ребёнку, какого именно поведения Вы от него ожидаете. Таким образом Вы достигнете понимания ребёнком Ваших ожиданий.

Начните с пояснения того, как надо себя вести и какое поощрение ожидает ребёнка за такое правильное поведение. Потом объясните ему, какие будут негативные последствия за невыполнение Ваших просьб.

Последовательность очень важна. Если Вы последовательны, ребёнок поймёт, что его плохое поведение не пройдёт незамеченным. Также важно быть умеренно строгим. Чрезмерная строгость может дать обратный эффект. В медицинской сфере неоднозначно относятся к наказаниям за плохое поведение. Медики сходятся в одном мнении – наказание не должно быть жестоким и не должно быть физическим, равно как и не должно применяться с целью отомстить.

Может ли поведенческая терапия помочь детям с СДВГ?

Для того, чтобы поведенческая терапия принесла положительный результат, ребёнку с СДВГ надо постоянно напоминать о том, чего именно Вы от него ожидаете и каков будет результат непослушания. Одним из методов такого напоминания может быть составление списка ожиданий, возможных наказаний и поощрений, и помещение такого списка в заметном для ребёнка месте.

Детям с СДВГ также нужно часто говорить об их успехах. Им гораздо легче справляться с краткосрочными целями. Можно несколько разнообразить эту программу регулярной сменой поощрений, чтобы ребёнку не было скучно.

Могут ли родители помочь предотвратить СДВГ, если они научат ребёнка концентрации внимания?

Если вовлекать ребёнка дошкольного возраста в разнообразную деятельность, такую как активные игры, игра в кубики, головоломки, Вы сможете научить его концентрации внимания. Одним из приемов также является чтение для ребёнка, как и использование техник воспитания. Частый физический контакт и эмоциональность - тоже очень важные инструменты.

Не все эксперты соглашаются с этим мнением, но многие считают, что телевизор может плохо повлиять на способность ребёнка к обучению и концентрации внимания. Независимо от того, влияет ли телевидение на способность ребёнка сосредотачиваться, специалисты Американской академии педиатрии считают, что у детей до двух лет должен быть ограниченный доступ к телевизору, а дети старше двух лет не должны смотреть телевизор больше 1-2 часов в день.

Некоторые исследования показывают, что обучение детей с СДВГ концентрации внимания может существенно улучшить их способность удерживать внимание на конкретной деятельности. В одном из исследований детям с СДВГ и без СДВГ давались визуальные и звуковые задания на внимательность. Сначала задания были относительно простыми. Потом их постепенно усложняли. Многие из этих заданий были повторяющимися и неинтересными, что обычно вызывает трудности у детей с СДВГ. Этот тренинг включал повторяющиеся задания на внимательность, анализ плохого выполнения этих заданий и постановку новых целей; а также стратегии создания, оценки и пересмотра для достижения поставленных целей.

После программы всем участникам были даны визуальные и звуковые задания на внимательность. Результаты выполнения этих заданий сравнивались с показателями до прохождения тренинга. Предтренинговые результаты детей с СДВГ были хуже результатов детей без СДВГ. Пост тренинговые результаты показали, что дети с СДВГ выполняли задания на том же уровне, что и здоровые дети, а также лучше, чем дети с СДВГ, не проходившие тренинг.