Не слишком ли часто Вы жалуетесь? (или слишком редко?)

Почему женщины любят изливать душу. Как узнать, являются ли Ваши жалобы здоровыми?

Все началось довольно обычно. Я была в гостях у друзей. В воздухе витал аромат бекона и кофе; наши дети дремали. Но разговор превратился в стенания и жалобы. Oдна подруга пожаловалось на поведение своей свекрови во время ужина. Другая решила обсудить поведение своего брата, которое вышло из-под контроля. Третья пожаловалась на неблагодарность своего босса. Я поймала себя на том, что злословлю по поводу последнего визита собственной матери. Oдна жалоба переросла в общий ком неудовлетворенности и негатива.

Прислушайтесь и Вы поймете, что жалобы являются неотъемлемой частью ежедневных бесед людей. "Например, мы используем жалобы, чтобы растопить лед," – говорит Робин Ковальский, доктор психологии Университета Клемсона. - "Мы начинаем разговор с негатива, поскольку знаем, что получим больший отклик, чем если скажем что-то позитивное".

Это один из способов, при котором жалобы бывают кстати. По мнению доктора Ковальского, существует две основные категории жалоб: инструментальные и экспрессивные. Инструментальные жалобы целенаправленны; это означает, что мы вербализируем проблему в надежде на изменения. Вы говорите мужу, что после него в ванной царит полный беспорядок в надежде на то, что он предложит убраться после себя. Вы говорите менеджеру отеля о том, что в 5 утра Вас разбудила машина, вывозящая мусор, в надежде на то, что Вас переселят в лучшую комнату.

У экспрессивных жалоб другая цель: позволить рассказчику излить душу. Когда Вы рассказываете подруге, что трое Ваших детей одновременно заболели стрептококком, Вам не нужен медицинский совет. Вам нужно сочувствие. "Даже если Вы жалуетесь на водителя, который Вас подрезал, это здорово, потому что Вы рассказали об этом и Вам стало легче," – говорит доктор Ковальский. Но существует обратная сторона: некоторые люди высказывают экспрессивные жалобы просто так, а не для того, чтобы решить проблему, получить сочувствие или установить контакт.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ЧАСТО ЖАЛУЕМСЯ

Mайкл Каннингем, доктор психологии Университета Луисвилля говорит, что человеческая любовь к жалобам происходит от древнего обычая кричать, если что-то угрожает племени. "Мы –млекопитающие – пронзительно кричим. Мы говорим о том, что нас беспокоит, и хотим получить поддержку или ищем возможность контратаковать," – говорит доктор Каннингем. Правда, мы больше не должны отпугивать саблезубых тигров, но высказывание наших ежедневных жалоб понимающим слушателям (т.е. экспрессивные жалобы) помогают нам чувствовать поддержку. Например, моя подруга Трэйси, мать двоих дочерей говорит: "Все матери на нашей детской площадке постоянно жалуются. Это помогает нам чувствовать себя не такими одинокими и не такими виноватыми по поводу наших фрустраций из-за детей".

Жалобы могут не только помочь Вам установить связь с людьми с теми же проблемами. Жалоба может быть инструментом, который доктор Ковальский называет «формированием впечатления» и дает нам понять, как нас воспринимают другие. Когда наш коллега жалуется на то, как она занята, она выражает экспрессивную жалобу. Она пытается убедить слушателей, что она очень важный и ценный сотрудник.

Люди с нормальной самооценкой чаще всего выражают инструментальные жалобы. Так происходит, потому что они уверенны, то их жалобы обоснованы, и они верят, что после этого что-то изменится. Для некоторых людей озвучивание своих жалоб является первым шагом к решению проблемы!

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЖЕНЩИНЫ ЖАЛУЮЩИМСЯ ПОЛОМ?

Доктор Каннингем верит, что общество присвоило женщинам такие качества, как чувствительность, разговорчивость и обидчивость, давая, таким образом, добро на экспрессивные жалобы. С другой стороны, в традиционных мужских группах, например, в среде военных и офисных клерков, принято никогда не жаловаться и ничего не объяснять.

Доктор Koвальский, в свою очередь, характеризует высказывание жалоб, как деятельность, не свойственную конкретному полу. Но во время собственного исследования, в котором нужно было указать все, что раздражает испытуемых, оказалось, что женщины написали в 4 раза больше жалоб, чем мужчины. "Женщины могут жаловаться на совершенно незначительные вещи," – говорит он. - "Ни один мужчина не написал, что его раздражает, когда жена оставляет ободок унитаза опущенным".

Существуют различия в цели жалоб мужчин и женщин, что объясняет, почему мужчины чаще используют инструментальные жалобы, а женщины предпочитают экспрессивные. "Если жена приходит домой и на протяжении 15 минут жалуется на свою работу, ее муж может спросить: ‘Почему ты до сих пор не уволилась?" – говорит Дэбора Таннен, доктор психологии и автор книги «Вы просто не понимаете: Разговоры мужчин и женщин». "Это расстроит жену, которая ответит: ‘Но я люблю свою работу!' – Taннен считает, что женщина жалуется ритуалистическим образом, а мужчинам обычно это не свойственно.

ЖАЛОВАТЬСЯ ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

"В нашем обществе мы должны улыбаться, желать друг другу хорошего дня и притворяться, что у нас все хорошо, когда все наоборот. Tак не бывает," – говорит Барбара Хелд, профессор психологии. Она считает, что сокрытие своих проблем может быть опасным. "Очень важно знать, как говорить друзьям и семье о том, что Вас расстраивает; если Вы не будете этого делать, Вы погрязнете в одиночестве и боли. Жалобы могут исцелить Вас," – говорит она.

Хелд считает, что конструктивные жалобы – необходимый жизненный навык. Она советует: Откройтесь навстречу желанию пожаловаться (вместо того, чтобы притворяться, что вы просто болтаете), ограничьте время жалоб и самое главное - выберите правильного слушателя.

Если Вашу проблему можно решить – например, Вы жалуетесь, что Ваши одинокие подружки никогда не приглашают Вас на девичники – поговорите с одной из этих подруг напрямую и решите эту проблему.

Нездоровые жалобщики раздражают всех, кто попадается на их пути. "Хронические жалобщики прикидываются жертвами и раздражают людей, с которыми общаются," – говорит Каннингем. Один любят говорить, но не любят слушать. "Они часами могут рассказывать Вам о своих проблемах, и никогда не следуют советам, которые Вы им даете," – говорит доктор Ковальский.

Такие жалобщики в лучшем случае раздражают, в худшем – вгоняют в депрессию. Они распространяют негатив. Но если у Вас есть потребность пожаловаться, не отказывайте себе в этом. Потому что для большинства из нас – это потребность. Так мы устанавливаем связь друг с другом.