Online Тесты

  • Есть ли у вашего ребенка творческий потенциал? (вопросов: 8)

    Данный тест предназначен для родителей детей в возрасте 3-5 лет. Он помогает выявить творческий потенциал, проанализировать стремление ребенка к творчеству, выявить его способности...

Детский пульмонолог - описание, советы врача:


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Детские врачи


Кто такой Детский пульмонолог -

Занимается диагностикой и лечением заболеваний органов дыхания у детей.

Главное в его работе - это оказание помощи маленьким пациентам, которые подчас не могут самостоятельно оценить и описать врачу свои ощущения. Как правило, это врачи с большим опытом работы, способные по косвенным признакам оценить состояние здоровья ребенка и, если это необходимо, назначить максимально щадящие методы обследования.


Что входит в компетенцию врача Детского пульмонолога


Поскольку астма относится к хроническим обструктивным болезням легких, которая в настоящее время становится одной из лидирующих пульмонологических заболеваний, то лечением данной патологии занимаются не только аллергологи, но и пульмонологи. К тому же нередко приходится дифференцировать бронхиальную астму от множества других заболеваний дыхательной системы у детей, что как раз находится в компетенции пульмонолога.

Какими заболеваниями занимается Детский пульмонолог


- бронхиальная астма различной тяжести;
- хронический бронхит;
- хронический кашель;
- пневмония.

Какими органами занимается врач Детский пульмонолог


Бронхи, легкие, трахеи, придаточные пазухи носа, глотка, гортань.

Когда следует обращаться к Детскому пульмонологу


Общеизвестно, что чем раньше выявлено заболевание, тем быстрее и успешнее оно излечивается. Поэтому очень важно вовремя заподозрить возникновение болезни, своевременно обратиться к врачу и как можно раньше начать лечение.

На какие же признаки болезненного состояния ребенка следует обратить особое внимание?

Большинство болезней бронхов и легких являются следствием инфекционного процесса, связаны с развитием воспаления в органах дыхания и характеризуются появлением таких симптомов, как интоксикация, кашель, появление мокроты, возникновение одышки, а иногда нарушение дыхания.

Каждый из этих признаков, их характер и степень выраженности имеют важное значение в постановке верного диагноза, а следовательно, и в правильности выбранной тактики лечения.

Характеристика отдельных симптомов бронхолегочных заболеваний.

Интоксикация

Интоксикация — это комплекс сложных биологических реакций в ответ на поражение инфекцией организма ребенка. Проявления интоксикации могут быть выражены незначительно, и требуется очень внимательное отношение к ребенку, чтобы выявить признаки начинающегося заболевания. При тяжелых заболеваниях симптоматика интоксикации резко выражена и обращает на себя внимание.

На какие симптомы следует обратить внимание?

Прежде всего, изменение поведения ребенка. Когда малыш, прежде всегда бодрый и энергичный, вдруг становится вялым и апатичным, теряет интерес к играм и любимым игрушкам или может заснуть в неурочное время, — это тревожный признак.

- Изменения настроения ребенка: при появлении интоксикации ребенок может стать легковозбудимым, капризным, плаксивым или, наоборот, необычно «тихим».
- Изменение аппетита. Ребенок либо отказывается есть даже любимую пищу, либо ест очень плохо. При этом часто у него возрастает потребность в питье.
- Достаточно часто дети жалуются на тошноту, возможна рвота или срыгивание у маленьких детей. Может появиться неустойчивый стул.
- Характерным признаком интоксикации является повышение температуры тела. Повышение температуры свыше 39 градусов носит название гипертермии и требует срочной помощи ребенку.

Особенно опасно, если температура держится длительно, не снижается или снижается только на короткое время после приема жаропонижающих лекарств, таких как детский парацетамол, анальгин, аспирин и пр.

Кашель

Кашель — обязательный симптом почти всех заболеваний органов дыхания в детском возрасте. Кашель — это специфический звук, который мы слышим, когда резкий толчок воздуха из легких поступает сквозь сомкнутую голосовую щель.

Кашель возникает вследствие сокращения специальной дыхательной мускулатуры грудной клетки, живота, диафрагмы в ответ на раздражение кашлевых рецепторов, расположенных в горле, трахее, бронхах. Иногда причиной кашля может быть раздражение кашлевого центра в головном мозгу.

Кашель — это защитная реакция организма. Часто он приносит пользу, так как с ним из дыхательных путей удаляются гнойная слизь, образующаяся при воспалении, различные инородные частицы, которые попадают в бронхи из атмосферы в процессе дыхания, и даже крупные микроорганизмы. Однако если кашель длительный, мучительный, приступообразный, нарушает сон и бодрствование ребенка, не приносит облегчения, он не защищает дыхательные пути, а, наоборот, поддерживает воспалительный процесс в бронхах.

Иногда кашель может быть не связан с заболеванием органов дыхания, а служит проявлением болезней других органов:

- сердечно-сосудистой системы,
- центральной нервной системы,
- пищевода и др.

Кашель может сопутствовать более чем ста различным заболеваниям.

Какие характеристики может иметь кашель?

- Кашель может быть сухим или влажным в зависимости от того, откашливается или нет мокрота. Следует отметить, что маленькие дети не умеют откашливать мокроту и, как правило, глотают ее.

- По характеру выраженности кашель может быть единичным в виде кашлевых толчков в течение суток или интенсивным на протяжении всего дня, а может быть приступообразным.
- По времени возникновения кашель может быть дневным, а может беспокоить ребенка по ночам.
- По срокам появления кашель может начинаться и усиливаться постепенно, а может возникнуть внезапно, на фоне полного здоровья. Именно внезапно возникающие кашли особенно опасны, так как часто являются следствием попадания в дыхательные пути ребенка инородных тел: кусочков пищи или мелких предметов. В таких случаях требуется экстренная помощь.
- По продолжительности кашель может беспокоить ребенка короткое время, а может носить длительный, иногда хронический характер.

При кашле всегда следует обращать внимание на характер мокроты, которую откашливает ребенок.

Мокрота — это особая слизь, продуцируемая железами бронхов в ответ на различные раздражения. Внимательный осмотр мокроты позволяет судить об особенностях поражения дыхательных путей.

Мокрота может быть жидкой или очень густой, вязкой, плохо удаляемой из дыхательных путей. Количество мокроты может быть незначительным и, наоборот, очень обильным, мешающим правильному дыханию ребенка.

В зависимости от заболевания мокрота может быть гнойной (мутная, желто-зеленая), что более характерно для бактериальных процессов, или слизистой, прозрачной, что чаще встречается при аллергических заболеваниях.

Иногда мокрота имеет очень неприятный, гнилостный или сладковатый запах, который обусловлен жизнедеятельностью ряда микробов.

Очень важно обратить внимание на наличие примесей в мокроте. При очень тяжелых заболеваниях ребенок может откашливать кусочки ткани, слизистые слепки, напоминающие бронхи, иногда в мокроте может появляться кровь. Во всех этих случаях требуется экстренная врачебная помощь.

Особенно опасно кровотечение из дыхательных путей, оно может угрожать жизни ребенка. В таких ситуациях необходимо ослабить одежду, уложить ребенка в постель с возвышенным положением грудной клетки (полусидя), успокоить его, повернуть головку на бок таким образом, чтобы ребенок мог свободно сплевывать кровянистые массы, и срочно вызвать «скорую помощь». До приезда врача можно поить ребенка прохладной подсоленной водой небольшими глоточками.

Следует помнить, что кашель — это не заболевание, а лишь признак болезни, и исчезает он только тогда, когда эта болезнь побеждена. Поэтому не следует заниматься самолечением и давать ребенку различные против кашля препараты, так как это может привести к ухудшению течения заболевания и затянуть сроки выздоровления. Только врач может установить правильный диагноз, определить причину кашля и назначить строго индивидуальное лечение.

Одышка

Одышка — это особый признак, который возникает при заболеваниях, протекающих с поражением легочной паренхимы или мелких бронхов. Одышка наиболее характерна для такого часто встречающегося в детском возрасте заболевания, как пневмония, и является следствием нарушения газообмена, когда больной орган — легкие — не в состоянии обеспечить организм достаточным количеством кислорода.

Проявляется одышка, как правило, увеличением числа дыхательных движений грудной клетки, то есть ребенок начинает часто дышать. Для того чтобы определить, есть одышка или ее нет, необходимо посчитать число дыханий за 1 минуту и сравнить полученный результат с возрастной нормой числа дыханий ребенка.

Подсчет дыхательных движений грудной клетки лучше проводить, когда ребенок спит, так как при бодрствовании число дыханий всегда несколько больше.

Провести подсчет дыханий не сложно, этим должен владеть каждый. Необходимо теплую руку свободно положить на грудь спящего ребенка и посчитать количество дыхательных движений грудной клетки за 60 секунд.

Одышку следует заподозрить, если:

- у ребенка первых месяцев жизни число дыханий свыше 60 в минуту;
- у ребенка старше 6 месяцев число дыханий свыше 50 в минуту;
- у ребенка старше 1 года число дыханий свыше 40 в минуту;
- у ребенка старше 5 лет число дыханий свыше 25 в минуту;
- у ребенка 10-14 лет число дыханий свыше 20 в минуту.

Иногда одышка может беспокоить ребенка при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, плаче, во время кормления, в то время как в спокойном состоянии число дыханий соответствует возрастной норме. Такую одышку также необходимо выявлять и сообщать о ней врачу.

Кроме того, внимательные родители могут отметить клинические признаки дефицита кислорода в организме. В таких случаях одновременно с одышкой появляются синева вокруг рта, синева кончиков пальцев рук, кончика носа, а в тяжелых случаях — синева щек и слизистых оболочек рта. Появление синевы, которая носит название цианоз, всегда признак тяжелого заболевания, требующего экстренных лечебных мероприятий.

Одышка нередко сопровождается нарушением дыхания.

Нарушение дыхания у ребенка

Причины возникновения нарушений прохождения воздуха по дыхательным путям чрезвычайно многообразны.

- Это может быть выраженный воспалительный отек слизистой оболочки бронхов, суживающий их просвет и мешающий прохождению воздуха.

Достаточно часто причиной нарушения дыхания является скопление в дыхательных путях большого количества густой мокроты, мешающей прохождению воздуха.

- Нарушение дыхания возникает при спазме мускулатуры бронхов, который приводит к сужению просветов дыхательных путей, что также нарушает дыхание.
- К дыхательным нарушениям может привести и сдавливание дыхательных путей, и вдыхание инородных предметов, и многие другие причины.

Дыхательные нарушения могут возникнуть на фоне какого-либо заболевания органов дыхания, а могут появиться внезапно, на фоне полного здоровья. Они могут быть различной степени выраженности — от едва заметных до тяжелых, могут сопровождаться кашлем, одышкой.

Очень важно определить, какая фаза дыхания нарушена — вдох или выдох. Иногда такие нарушения сопровождаются осиплостью голоса, лающим кашлем.

Если нарушен выдох, можно определить его удлинение, затруднение, участие мускулатуры грудной клетки в дыхании, ребенок может принимать вынужденное сидячее положение, иногда на расстоянии слышны хрипы, беспокоит частый, мучительный кашель.

Какой бы природы ни было нарушение дыхания у ребенка, это всегда очень серьезная ситуация, требующая срочных лечебных мероприятий. Причем, чем более внезапно возникло нарушение дыхания и чем оно более выражено, тем более неотложной должна быть помощь.

Когда и какие анализы нужно делать


- Общий анализ крови;
- Посев мокроты на микроорганизмы;
- Анализ на туберкулез;
- Определение чувствительности к антибиотикам.

Какие основные виды диагностик обычно проводит Детский пульмонолог


- Рентгенография легких;
- Томография легких;
- Бронхография;
- Флюорография легких;
- Бронхоскопия и торакоскпия;
- Легочная вентиляция;
- Плевральная пункция.

Советы врача Детского пульмонолога


Закаливание – это система мероприятий, направленная на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма к действию метеорологических факторов: холоду, влажности и движению воздуха, изменению атмосферного давления и вредным факторам окружающей среды.

В основе закаливания лежит тренировка – систематическое повторение закаливающих мероприятий, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по длительности и силе.

Основными правилами закаливания являются: постепенность в увеличении силы воздействия закаливающего фактора, систематичность и последовательность. Конечно, как закаливать, решается индивидуально, и зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Помочь в этом должен врач, который наблюдает ребенка.

Закаливать нужно постепенно, проявляя не только осторожность, но и терпение и такт. Очень важно, чтобы все закаливающие мероприятия вызывали у ребенка положительные эмоции, радостное и спокойное настроение во время процедуры. Еще лучше, если они имеют характер игры или сопровождаются игрою положительные эмоции – большая целительная сила.

Основные виды закаливания: прогулки и воздушные ванны. При этом используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет. Итак, закаливание ребенка проводится различными методами и может начинаться с первых недель жизни. Воздушные и водные процедуры являются доступными, наиболее часто используемыми и эффективными для предупреждения респираторных вирусных инфекций и пневмоний.

Ежедневные прогулки не только предупреждают появление простудных болезней, но и также рахита, малокровия, улучшают аппетит, сон и настроение малыша. Ребенок, родившийся в холодное время года (осень, зима, ранняя весна), выносить на первую прогулку можно на 2-3-ей неделе жизни при температуре воздуха не ниже 10° С. Длительность первых прогулок 10-20 минут, а затем они постепенно удлиняются до 1 часа и больше. Самые первые прогулки в первые недели жизни ребенка можно устроить и в комнате, для этого нужно одеть ребенка как на прогулку и открыть форточку, окно или приоткрыть балконную дверь.

Важно, чтобы струя холодного воздуха не попадала на ребенка. Во время резкого ветра желательно гулять за домом, где нет сильного ветра. В зимнее время желательно гулять в 11-12 часов дня, а если в это время появиться солнце, откройте лицо ребенка зимним солнечным лучам. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин D. Мы дает родителям такой совет: ни одного дня без прогулок на свежем воздухе.

На свежем воздухе дети лучше спят, быстрее засыпают. Продолжительность сна в холодное время года вначале 20-40 минут, а затем удлиняется до 1 час и больше. Естественно, в теплое время года продолжительность сна на свежем воздухе удлиняется. Летом укладывать ребенка спать лучше в тени деревьев.

С детьми старше 3 лет можно гулять в любую погоду. Зимой в безветренную погоду можно гулять при температуре воздуха – 15-18°С, с детьми дошкольного возраста до - 22°С. Очень важно правильно одевать детей для прогулки. Одежда должна быть теплой, не стеснять движений. Не следует в комнате надевать на малыша шапочку, шерстяную кофточку, толстые носки, курточку, валенки. В летнее время малыш большую часть дня должен находиться на свежем воздухе: на детской площадке, в саду, в лесу и т.д.

Воздушные ванны могут проводиться как в комнате, так и на воздухе. У детей грудного возраста воздушные ванны начинают с того, что при смене пеленок ребенка оставляют голым на 1-2 минуты.

С 2-3 месяцев воздушные ванны проводят систематически при температуре в комнате 20-21°С, летом – в тени на улице под деревьями и при температуре не ниже 22°С. Воздушные ванны начинают с 2 мин., 2-3 раза в день. Продолжительность воздушной ванны увеличивают каждую неделю на 1 минуту и к концу года доходят до 30 минут. Привыкшие к воздушным процедурам дети могут оставаться на воздухе в течение 45-60 мин.

С 5-месячного возраста можно начинать обтирание. Обычно их делают утром после пробуждения ребенка. Для этого используют воду температуры 36°С. Обтирание производят рукавичкой из махровой ткани, постепенно: сначала одну руку (в направлении снизу вверх), затем ее растирают сухим махровым полотенцем до легкого покраснения. Далее последовательно обтирают вторую руку, обе ноги, грудь и живот, спину. Вся процедура длится 5-6 минут, после чего ребенка кладут под одеяло на 10-15 минут. Еженедельно температура воды снижается на один градус и доводится у грудных детей до 30-28°С, а у старших – до 25°С. К воде можно добавить морскую или обычную соль из расчета 1 чайная ложка на 1 стакан воды.

Обливание можно применять детям в возрасте старше 1 года. Рекомендуется эту процедуру начинать в теплое время года и продолжать зимой. Начинают обливание с температуры воды 35-36°С, постепенно , каждую неделю снижая температуру воды на 1°С, доведя ее до 28°С для детей до 2-летнего возраста и до 25°С для более старших детей. После обливания ребенка насухо вытирают.

Как закаливающее средство для детей можно использовать обливание ног прохладной водой. Приучать детей к ножным ваннам можно с 1,5-летнего возраста. Ножные ванны лучше делать перед сном. Сначала теплой водой - 33°С, затем температуру постепенно снижать до 20-18°С. Это наиболее удобная, простая, традиционная, но чрезвычайно полезная форма закаливания. Можно при этом посоветовать малышу «топтание» ножками в этой воде. Этот вид закаливания можно использовать в течение всего года. Начинать ножные ванны целесообразно в теплое время года. Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни необходимо сочетать с формированием навыков личной гигиены.

Очень благотворно действует сочетание воздушной ванны с последующим влажным обтиранием или купанием. Купание в речке, озере или в море разрешается детям старше 2-3 лет. Температура воды должна быть не ниже 23-25°С, а воздуха – 25-26°С. Продолжительность купания не должна превышать 5 минут, а в дальнейшем 10-20 минут.

В первые дни рекомендуется купаться не более 1-2 раз в день. Во время купания детей необходимо следить за ними и одновременно обучать плаванию. Лучшее время для купания 10-12 часов дня. После купания ребенка необходимо немедленно вытереть досуха, одеть и отвести под зонт, навес. Хорошо закаленным детям можно разрешить купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. В летнее время, особенно со старшими детьми, можно использовать игры с водой.

Простым, но хорошим средством закаливания является регулярное полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Приучать детей полоскать рот можно с трех лет.

С 5 лет можно приучать полоскать горло утром после сна и вечером. Было бы еще лучше, если ребенок это будет делать одновременно с одним из родителей. Эта процедура особенно полезна детям с измененными миндалинами; в этих случаях на 1 стакан воды можно добавить один грамм поваренной соли и 0,5 грамма питьевой соды. Процедура носит не только закаливающий, но и дезинфицирующий характер. Длительность ее определит, конечно, врач.

С осторожностью можно применять и солнечные ванны. Если какая-либо из закаливающих процедур была прервана заболеванием, ее можно продолжить только после полного выздоровления ребенка, посоветовавшись с врачом. При этом температура воды и воздуха должна быть несколько выше, чем та, которая применялась для закаливания ребенка перед заболеванием.


 

Задать вопрос Детскому пульмонологу


Вас что-то беспокоит? У Вас есть вопросы или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к Детскому пульмонологу, выбрав наиболее подходящую для Вас клинику в разделе "Вся медицина". По любым другим вопросам - клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, проконсультируют, окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

(+38 044) 206-20-00 Клиника Eurolab

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к Детскому пульмонологу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача Детского пульмонолога, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы Детского пульмонолога по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме – возможно после этого Вас больше не будет беспокоить вопрос «посоветуйте хорошего врача Детского пульмонолога». Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.


Другие детские врачебные специальности:
Детский гинеколог
Детский физиотерапевт
Детский невропатолог
Детский нефролог
Детский нарколог
Детский сосудистый хирург
Детский офтальмолог (см. также Детский окулист)
Детский психотерапевт
Детский фтизиатр
Детский инфекционист
Детский гастроэнтеролог
Детский психиатр
Детский гомеопат
Детский онколог
Детский травматолог
Детский аллерголог
Детский проктолог
Детский кардиоревматолог
Детский фониатр
Детский остеопат
Все детские врачи »

Если Вас интересуют еще какие-то врачебные специальности или у Вас есть какие-либо другие вопросы или предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.