Зависимость от компьютерных игр

За компьютером Зависимость от компьютерных игр — психологическая проблема, которая заключается в постоянном стремлении человека играть в игры за компьютером, мучениях, если такой возможности у него нет (даже если перерыв составляет всего несколько часов) и т.д.

Сегодня игровую зависимость ставят в один ряд с наркоманией и хроническим употреблением алкогольных напитков. Люди часто прощаются с реальным миром, ныряя в виртуальный, и постепенно это превращается в болезненную привычку. В частых случаях самостоятельное избавление невозможно, возникают конфликты с родными, нужна помощь специалиста.

Что такое игровая зависимость

В основном зависимость от компьютерных игр приобретают дети и подростки. Но есть редкие случаи среди взрослых. Развитие зависимости постепенное. Если зависимый человек хотя бы на 2-4 часа отрывается от компьютера, у него начинаются психологические и даже физические мучения. Игры имеют такой же механизм действия, как наркотики: они вызывают выработку гормона счастья (эндорфина). Но есть и другие теории развития зависимости, о которых будет сказано ниже детально.

Как возникает зависимость

Один из методов, с помощью которого разработчики «подсаживают» молодых людей на компьютерные игры — превращение игрока в лабораторную крысу. Любая зависимость имеет 3 фактора: активность, время, награда. И эти факторы можно по-разному соединить, чтобы у игрока выработался определенный стереотип поведения. Принцип удовольствия тут значения не имеет.

Современные компьютерные игры построены по работам психолога Берреса Фредерика Скиннера, который раскрыл мысль, как на поведение человека можно влиять при помощи простых стимулов и системы вознаграждений. Он изобрел аппарат, который со временем назвали камерой Скиннера. Это была небольших размеров клетка, в которую встроена кнопка. Когда крыса, которую посадили внутрь, нажимала кнопку, она получала награду — корм. Соответственно, желание получить награду заставляло подопытную крысу нажимать на кнопку снова и снова.

Подход к созданию игр менялся из года в год. Раньше разработчики не отслеживали время игрока, которое проводится за игрой. Они получали определенные средства от покупки игры, а потом покупатели приходили к ним за новой игрой. Сегодня же актуальны многопользовательские онлайн-игры, задача которых: как можно дольше задержать игрока в виртуальной реальности.

Но невозможно бесконечно придумывать квесты и сюжеты, чтобы обеспечить многочасовое сидение игрока за компьютером. Потому и вспомнили о теории Скиннера. Но разработчики мира по-разному всё же относятся к скиннеровским трудам. Часть из них считает, что эти принципы обеспечивают аморальную эксплуатацию игроков (геймеров).

Следующий метод зарождения зависимости: создание виртуального «корма» для игроков. Игры привязывают к себе тем, что виртуальное в них кажется вполне реальным. Потому Верховный суд Южной Кореи вынес решение о необходимости официального оформления на законодательном уровне виртуальных товаров по такому же типу, как реальных. Виртуальные предметы геймеры ценят так же, как реальные, потому ходят в их поисках из уровня на уровень, проводя часы за компьютером. Собирательство присуще всем людям, и этот инстинкт отлично учитывают разработчики компьютерных игр.

Игроман за компьютером

Следующий метод: заставить геймера жать кнопку снова и снова. «Корм» выдается не систематически при нажатии на кнопку, а через случайные промежутки времени. Это заставляет «давить на кнопку» (то есть, играть в игру) всё чаще. Последователи скиннеровской теории называют такое поведение вознаграждением с переменным режимом времени. В игре периодически возникают случайные награды (которые невозможно предсказать), потому человек не может отвлечься в страхе пропустить их.

MMO ZT Online, разработанная в Корее, базируется на том, что в виртуальной реальности там разбросаны закрытые сундуки, в которых заключены предметы, важные для игрока. Но сундуки открываются только ключом, а ключи покупаются за деньги. Причем не виртуальные, а реальные. Зависимость подкрепляется в этой игре тем, что в конце каждого дня специальный приз дают тому игроку, кто открыл максимальное количество сундуков (то есть потратил больше всего реальных денег на виртуальные удовольствия). Это элемент соревнования, который также заставляет проводить как можно больше часов за компьютером. Выше описанный принцип у Скиннера называется формированием условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели.

Еще один механизм развития зависимости: игрока заставляют жать на кнопку всегда. Чтобы человек вдруг не перешел на другую игру или реальное увлечение, специалисты по разработке применяются несколько принципов. Первый из них: постепенное приучение. Сначала «награды» в игре приходят геймеру достаточно быстро, потом их всё тяжелее и тяжелее добыть. Потому каждый уровень компьютерных игр всё более тяжелый, требует всё больших усилий и затраченного времени.

Второй принцип, которым заставляют геймера играть всегда: ликвидация всех сигналов стопа. Если геймер перестанет играть на какое-то время, он потряет то, чего достиг (очки, награды, бонусы и пр.). Но некоторые разработчики применяют другой путь, например, в Новом Супер Марио уровни короткие. Потому игроку кажется, что он провел за компьютером не так много времени, и он щелкает уровни, как семечки.

Третий принцип: играй или проиграешь. Это так называемый метод избегания. Как это реализуется в игре? Например, если ты перестанешь выполнять определенные действия, то потеряешь то, что наработано. Яркий пример: Ферма, Animal Crossing.

Еще один механизм формирования зависимости: игроку дают возможность почувствовать себя специалистом в какой-то сфере. Потому детям часто кажется, что они умеют водить машину, раз они делали это сотни раз в виртуальном мире. Это просто пример, но таких игр на самом деле великое множество. Сюда же относят и Guitar Hero. Те, кто неспособен быть лидером и получать победы в реальной жизни, подсаживаются на соревновательные компьютерные игры. Там просто стать известным спортсменом, рок-звездой, киллером, который контролирует человеческие жизни и т.д.

Другой вопрос: как заставить человека пойматься на эту удочку (начать играть)? Для этого есть свои приемы, например, заставить геймера считать виртуальность не чем-то чужеродным, а своим домом. Игры заполняют то место в нашей жизни, которое в реальности пусто. Это отношения, победы, профессионализм, обладание властью и авторитетом и т.д.

Специалист Malcolm Gladwell выделил три критерия, которым должна отвечать работа, чтобы человек был доволен ею:

  • независимость
  • сложность
  • связь между усилиями и плодами труда

У многих низ нас этих составляющих попросту нет, причем не только на работе. А в компьютерных играх как раз можно отследить наличие в полной мере всех трех факторов. Независимость проявляется в том, что геймер сам выбирает миссии и задачи, а также игрока, его внешность и т.д. В играх награда за труды приходит сразу (иногда — с небольшим перерывом). Не нужно ждать неделю, месяц, год. Это ближе всего природе человека, приносит удовольствие любому. В большинстве фирм сегодня люди не видят результаты своих трудов, потому у них нет ни зависимости от работы, ни любви к ней. Игры являются психологическим убежищем, которое спасает от суровой реальности, в которой нам лень действовать и лень ждать результатов.

Играя за компьютером, человек не читает книг, не ходит на лекции и не общается с умными людьми (или делает это меньше времени, чем мог бы). Потому свои задатки он на небольшое количество процентов реализует в играх. Но большинство задатков просто напросто не развиваются, потому в будущем зависимым от компьютерных игр людям сложно найти достойную работу. Немногие способны превратить свое хобби такого плана в бизнес.

Признаки игровой зависимости

Зависимость от компьютерных игр исследователи предлагают делить на 2 группы:

  • от оффлайн игр
  • от сетевых игр

Зависимость отражается на поведении геймера. Вот признаки игровой зависимости:

  • время, которое человек проводит за играми на копьютере, постоянно увеличивается
  • человек постоянно хочет обновлять игру
  • настроение геймера становится лучше, когда он играет
  • настроение сильно ухудшается, когда доступа к компьютеру нет
  • увеличение расходов на оплату услуг в виртуальных играх
  • агрессивная реакция на попытки отвлечь человека от игры
  • геймер не обращает внимание на то, что происходит вокруг, почти ничто не способно отвлечь его
  • замена реальных друзей на виртуальны
  • отказ от выполнения важных реальных дел
  • неспособность сделать свой график дня, спланировать дела и поездки
  • игнорирование физических потребностей, проблем со здоровьем и личных проблем в пользу виртуальных игр

Физические проявления игровой зависимости:

  • сложное засыпание, пробуждения посреди ночи
  • постоянное желание спать и физическая усталость без причины
  • головная боль
  • боль в запястьях и спине
  • снижение иммунных сил организма
  • повышенная утомляемость

Если есть физические симптомы зависимости, тут не обойтись одной только помощью психотерапевта. Нужно более серьезное медицинское лечение и реабилитационные меры. Физические недуги как результаты игровой зависимости могут быть весьма серьезными.

Профилактика зависимости от компьютерных игры

Профилактические меры от игровой зависимости:

  • выясните, что нравится человеку в виртуальной жизни, чего нет в реальной (иногда нельзя прямо задавать этот вопрос, нужен серьезный диалог с наводящими вопросами)
  • никогда не критикуйте и не кричите на игромана, свое мнение выражайте в нейтральных фразах
  • сходите на консультацию к психологу вместе с зависимым игроком
  • попытайтесь понять, что такого находит геймер в своих любимых игрушках
  • попытайтесь ограничить зависимого от игр, фильмов и книг, в которых есть насилие (это профилактика агрессии, которая часто сопутствует игровой зависимости)

Лечение

Лечение не должно быть спонтанным, нужен четкий план. Большинство специалистов отвергают радикальные меры по типу лишения ребенка компьютера или запрет на общение с друзьями и выход из квартиры. Не должно быть также регулярных замечаний и истерик. Если ребенка-игромана изолировать от компьютера, он может замкнуться в себе. И тогда нужна будет серьезная психотерапия. Вероятные последствия радикальных методов также включают проявления агрессии, уходы из дома самовольно и попытки самоубийства.

Но в Китае признали зависимость от компьютера болезнью, и потому решили лечить молодых людей в специальных лагерях по типу военных. Детей там воспитывают по армейским принципам, и большинство воспитателей там бывшие военные. В лагерях для игроманов высокий уровень дисциплины, физические нагрузки в большом количестве и бытовые обязанности. Также детей там заставляют общаться с психологом и полностью подчиняться руководителям. Есть также развлечения, но все они конструктивные и обучающие.

Психотерапия для родственников

Для семьи игромана также предусматривается психотерапия, чтобы они не пребывали постоянно в стрессовом состоянии и гармонизировали атмосферу в семье. Специалист должен помочь игроману и тем людям, с которыми он живет. Часто родители не разбираются в проблеме, потому и нужна помощь врача, здесь нет ничего необычного.

Не забывайте, что любой зависимый нуждается в помощи и поддержке, иначе его психологические проблемы усугубятся. Только взаимодействие психотерапевта и семьи больного может решить проблему.





Также в разделе: Нарушения эмоций, воли, влечений:
  » Интернет-зависимость
  » Аутоагрессия
  » Особенности расстройств влечений у детей и подростков
  » Синдромы аффективных расстройств
  » Симптомы расстройств пищевого влечения
  » Симптомы волевых нарушений
  » Аффективные расстройства. Симптомы эмоциональных нарушений
  » Расстройства влечений
  » Особенности эмоциональных расстройств у детей и подростков
  » Расстройства инстинкта самосохранения