Психическое здоровье


Бредовые психозы


Алкогольные бредовые психозы составляют 1% всех алкогольных психозов. Острый алкогольный параноид, или алкогольный бред преследования, описан И.В.Стрельчуком в 1949 г. Такие психозы развиваются внезапно на фоне бессонницы, тревоги и страха, являющихся проявлением абстиненции, и могут сопровождаться растерянностью, тревогой. Больному начинает казаться, что его собираются ограбить или убить (застрелить, зарезать в подъезде дома, задавить на улице). В качестве преследователей выступают совершенно незнакомые люди. Поведение обычно определяется бредом и внешне носит импульсивный характер: больные прячутся, убегают от мнимых преследователей, обращаются за защитой в милицию, но агрессию в отношении мнимых преследователей проявляют редко. С бредом связаны иллюзии: в оттопыренном кармане встречного угадывается очертание пистолета, в блеснувшем в чьих-то руках каком-то металлическом предмете - нож. Слова других, сказанные между собой, относят к себе и превратно истолковывают. Иногда им слышатся угрозы в свой адрес.

Острый алкогольный параноид длится от нескольких дней до нескольких недель. Иногда параноид может носить затяжной характер. В этих случаях у больных меняется аффект, преобладает состояние подавленности и угнетенности, бредовые высказывания начинают носить более систематизированный характер. Бредовые подозрения становятся избирательными, касаются лиц, с которыми больные ранее были в плохих отношениях. Больные начинают искать «логику» в поведении своих «преследователей», они насторожены, стремятся ограничить круг общения. Употребление спиртных напитков, как правило, усиливает имеющиеся у них переживания. Алкогольный параноид отличается от спровоцированного алкоголем параноидного приступа шизофрении тем, что бред преследования не сопровождается другими видами бреда (воздействия, инсценировки и т.д.).

Алкогольный бред ревности {алкогольная паранойя) возникает, как правило, в зрелом возрасте у мужчин с паранойяльными или эпилептоидными чертами характера в преморбиде. Вначале идеи супружеской неверности в виде эпизодов возникают только в состоянии опьянения или в периоде похмелья. Позднее почвой для подобных подозрений являются осложнившиеся отношения в семье алкоголика, усиливающие отчуждение супругов и существенным образом нарушающие их интимные взаимоотношения. На этом фоне возникают сверхценные идеи ревности, которые сохраняются уже и вне периодов опьянения. Подозрения о неверности становятся постоянными, больной утверждает, что жена изменяет ему с кем-то из ближайшего окружения: со знакомыми, с родственниками, соседями. Бред постепенно систематизируется. Больные ищут всевозможные способы доказательств, следят за женами, по-бредовому толкуют их поведение, устраивают постыдные проверки. Ретроспективно больной может утверждать, что жена изменяет ему уже много лет, что дети родились не от него, а от прежних любовников. Нередко происходит расширение круга бредовых идей, возникают идеи преследования, отравления. Пациенты утверждают, что жена и любовник с целью избавиться от него подсыпают ему в пищу яд, снотворное. Иногда поведение больного начинает носить агрессивный характер по отношению к жене, к мнимым любовникам. Настроение тревожно-подавленное. Продолжающееся пьянство способствует усилению симптомов психоза и, что самое бпасное, усиливает вероятность агрессивного поведения. Алкогольный бред ревности может принимать хроническое течение с периодическими обострениями. В патогенезе бреда определенную роль играют снижение сексуальной потенции, обычное при алкоголизме II-III стадии, а также конфликтные отношения и отчуждение между супругами из-за пьянства больного.

Лечение, кроме антиалкогольного, направлено на дезактуализацию бреда посредством антипсихотических нейролептиков (трифтазин, азалептин).