Психическое здоровье


Особенности невротических расстройств у детей и подростков


Неврастения (астенический невроз), по данным В.В.Ковалева , в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. У детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются более или менее рудиментарные и атипичные психогенные астенические реакции. Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, проявляющееся, с одной стороны, повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к реакциям раздражения и гнева, а с другой - повышенной истощаемостью аффекта со слезливостью, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, быстрым истощением активного внимания. Характерными являются также вегетативные нарушения по типу вегетодистонии (лабильность вазомоторных реакций, склонность к сосудистым обморокам, в частности ортостатическим, головные боли при утомлении, гипергидроз, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон) и расстройства двигательной сферы (неусидчивость, двигательная расторможенность).

Развитию астенического невроза способствует перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах языкового, физико-математического или другого профиля, дополнительные занятия в различных кружках и секциях, в музыкальной школе и т.п.). Однако, поданным многих авторов сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать более или менее выраженную психическую астенизацию, не приводит к развитию астенического невроза. Для возникновения собственно неврастении, как и у взрослых, необходимо наличие психотравмирующей ситуации.

В качестве таких ситуаций могут выступать как длительные неблагоприятные отношения в семье (ссоры'между родителями, алкоголизм родителей, их развод) или в школе, так и остро возникшие конфликтные ситуации. Важную роль в происхождении неврастении у детей играет неправильныйЛодход родителей к воспитанию, в особенности чрезмерные требования и излишние ограничения, превышающие возможности ребенка. Наряду с этими факторами большое значение имеют соматическая ослабленность ребенка и наличие резидуальной церебрально-органической недостаточности.

Истерические невротические расстройства у детей представлены чаще всего моторными и соматовегетативными нарушениями: астазией-абазией, истерическим парезом и параличом конечностей, истерической афонией, а также истерической рвотой, задержкой мочеиспуска¬ния, обмороком. Нередко встречаются псевдоалгические явления - жалобы на боли в тех или иных частях тела при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, в том числе жалобы на головные боли. У детей и подростков редко встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых оболочек, истерическая слепота (амавроз).

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные приступы (припадки) - падения с криком, плачем, «разбрасыванием» конечностей, ударами об пол. Возникают подобные приступы в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. После моторного приступа может развиться аффект - респираторный приступ, который характеризуется остановкой дыхания на несколько секунд (до 30 с) и сопровождается цианозом. Иногда на фоне задержки дыхания возникают генерализованные судороги. Выход из приступа не сопровождается сонливостью и оглушенностью, что отличает его от эпилептиформных припадков. У подростков проявления истерического невроза мало отличаются от проявлений у взрослых.

В возникновении и клинических проявлениях болезненных расстройств у детей и подростков нередко отмечаются признаки «условной приятности» или «желательности», специфические для истерии. Как проявление механизма психологической зашиты в непереносимых для больного условиях возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». Больные таким образом получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, их обязанности берут на себя другие, что вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного.

Обсессивно-фобические расстройства у детей и подростков. Тревожно-фобические расстройства типичны для детского и подросткового возраста. Некоторыми авторами в качестве самостоятельной формы выделяется невроз страхов. Страхи носят сверхценный характер, обычно связаны с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, предметов, которые ранее испугали ребенка, часто в страхах фигурируют отрицательные персонажи сказок или фильмов. В возрасте 5-6 лет у детей может появляться страх смерти, который проявляется иногда в виде рецидивирующих приступов - панических расстройств, не связанных с определенной ситуацией. Как правило, дети сами справляются с помощью родителей с подобными переживаниями. Однако если ребенок и прежде был беспокойным, то возрастной страх смерти резко усиливает подобное беспокойство и формируются более стойкие очерченные невротические страхи (фобии), например боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д. Все эти страхи мотивированы, по существу, одним - боязнью, что может что-то случиться, в результате чего наступит смерть. Источником подобных страхов могут быть реальные события, впечатления от увиденного на экране, рассказы других людей, в том числе родителей.

Серьезной травмой для ребенка может явиться расставание с близкими ему людьми (родителями или лицами, их замещающими), в том числе при устройстве ребенка в детские дошкольные учреждения. В таких случаях может возникать страх разлуки. Дети плачут, кричат, стремятся удерживать около себя близких, плохо едят, у них нарушается сон, ночью снятся кошмары. Могут на этом фоне появляться так называемые системные неврозы (заикание, дневной энурез, энкопрез и др.). У младших школьников наблюдается страх перед школой (школьная фобия), особенно если вначале учитель был несправедлив к ребенку, ругал или наказывал его либо ребенок подвергался унижению и агрессии со стороны других школьников. Такие дети по утрам уходят из дома, бродят по улицам, затем, опасаясь наказания, убегают или уезжают из дома. В подростковом возрасте могут встречаться различные виды фобий - от специфических (боязнь животных, насекомых и т.п., посещений зубного врача и др.), агорафобий, различных нозофобий до социальных фобий.

Обсессивно-компульсивные расстройства могут появляться уже в дошкольном возрасте. Психогении в их возникновении не играют какойлибо значимой роли. Среди этиологических факторов выделяют биологические (наследственность, дисфункции ЦНС, нарушения метаболизма биогенных аминов) и психологические (особые отношения в семье). Навязчивые мысли, представления, действия переживаются как чуждые, неприятные, и пациенты пытаются сопротивляться им. Могут иногда встречаться контрастные навязчивости: хульные мысли, например «мама плохая, дура, пусть она умрет», навязчивые влечения (желание прыгнуть с балкона, ударить кого-то из близких острым предметом). Эти переживания никогда не реализуются и сопровождаются страхом.

Возрастные особенности депрессивного невроза заключаются в ати-пичности клинической картины и зависимости от возрастных периодов. Доминирующими являются эквиваленты депрессии: с одной стороны -психопатоподобные состояния с раздражительностью, озлобленностью, грубостью, агрессивностью, склонностью к различным реакциям протеста; с другой - разнообразные соматовегетативные расстройства. У детей младшего возраста преобладают энурез, энкопрез, нарушение аппетита, диспептические расстройства, нарушения ритма сна и бодрствования. Стойкие головные боли, вазовегетативные расстройства, упорная бессонница более характерны у детей старшего возраста и подростков.

К травмирующим ситуациям, приводящим к депрессивному неврозу, относятся потеря родителей, длительная разлука с ними. В зарубежной литературе придают значение раннему сиротству. В младшем и среднем школьном возрасте травмирующей ситуацией являются школьная неуспеваемость, особенно если интеллектуальные возможности ребенка невысокие, а родители предъявляют к нему чрезмерные требования, или переживание ребенком собственного физического дефекта.

С, 6 лет. До 5 лет рос и развивался правильно. Год назад у матери ребенка была выявлена тяжелая кардиальная патология, в связи с которой она ббльшую часть времени находится в больницах. Ребенок вынужден проживать и воспитываться бабушкой, к которой не был раньше привязан и с которой никогда не ладил.