Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Фармакодинамика липина

Отечественный препарат липин представляет лиофилизированный яичный фосфатидилхолина в липосомах.

Липосомы были впервые открыты в 1964 г. в виде водной дисперсии фосфолипидов, которые образовывают замкнутые структуры, состоящие из липидного бислоя и водной фазы в его середине. В последующие годы липосомы получили широкую популярность и вызвали большой интерес со стороны экспериментаторов и клиницистов (Кушніренко С., 2003).

Структурное сходство с природными биомембранами и близость физикохимических характеристик дали возможность исследовать на первом этапе с помощью липосом проницаемость фосфолипидных бислоев для воды, ионов, углеводов, осуществить реконструкцию некоторых межмембранных каналов, ферментных систем и рецепторов, обнаружить особенности инициации перекисного окисления липидов (ПОЛ) лейкоцитами крови, уточнить механизмы иммунных реакций (Стефанов А.В., 1987; Середенко М.М., 1989).

Липосомы способны значительно снижать текучесть и проницаемость клеточной мембраны, существенным образом модифицируя при этом мембранные структуры, восстанавливая функциональную активность клеток в целом. Они замещают липосомальными липидами окисленные формы фосфолипидов и дефекты клеточной мембраны. Накапливаясь преимущественно на клетках с деполяризированной мембраной, благодаря маленьким размерам и большой суммарной поверхности, липосомы сорбируют на себе вещества с маленькой и средней молекулярной массой.

Фосфолипидные везикулы могут быть введены в организм человека и животных любым известным в медицине путем. Липин и его сочетание с кверцетином - липофлавон - вводят внутривенно. Наибольшее количество липосом попадает в печень, почки и селезенку. После внутривенного введения 50 - 80 % липосом на протяжении 40 мин поглощаются клетками системы фагоцитирующих мононуклеаров, прежде всего купферовскими клетками и гепатоцитами. Даже в случае интратрахеального введения фосфатидилхолина (ФХЛ) наибольшее количество маркеров было выявлено в печени (до 5 % от введенной дозы), почках (до 1,6 %), селезенке (до 1,2 %). Таким образом, при ингаляционном введении ФХЛ можно прогнозировать возникновение не только местного, но и общего фармакологического эффекта (Кушніренко С., 2003).

Перспектива применения фосфатидилхолиновых липосом в качестве кардиопротектора не могла не привлечь внимание исследователей. Значительный интерес к ФХЛ обусловлен, вопервых, тем, что лецитин имеет антиоксидантные, антигипоксантные и репарантные свойства, восстанавливает функциональную активность плазматических мембран клеток, улучшает реологию крови, микроциркуляцию, нормализует неспецифический иммунитет, влияет на обмен липидов, сурфактантную систему, фосфолипидный состав паренхимы легких. Вовторых, липосомальная форма ФХЛ, которая является моделью биомембран, предусматривает активное влияние фосфолипидов на клеточные мембраны и их рецепторы, на процессы свободнорадикального окисления и ПОЛ, активация которых играет значительную роль в патогенезе многих заболеваний сердечнососудистой системы (Середенко М.М., 1989; Середенко М.М. и соавт., 1993).

Уже в 1980 г. был продемонстрирован стабилизирующий эффект ФХЛ на мембраны лизосом гепатоцитов. Со временем установлено положительное влияние ФХЛ на активность ферментов сыворотки крови и микросомальной фракции печени при экспериментальном токсическом гепатите и синдроме длительного раздавливания (Стефанов А.В. и соавт., 1997), на репарацию ФХЛ плазматических мембран гепатоцитов при вирусном гепатите, влияние ФХЛ на гормональную индукцию тирозинаминотрансферазы печени, что дало возможность предположить протекторный эффект относительно мембран кардиомиоцитов (Стефанов О.В. та співавт., 1997).

С помощью ФХЛ была продемонстрирована возможность коррекции функциональной активности аденилатциклазной системы и ионной проницаемости цитоплазматической мембраны моноцитов и лимфоцитов, нивелирование феномена десенситизации (3адренергических рецепторов трахеобронхиального дерева у больных с бронхиальной астмой. Отмечено также модулирующее действие ФХЛ на функциональную активность тромбоцитов (Тимченко О.Г., Середенко М.М., 1997).

Выявлена способность ФХЛ эффективно удалять холестерин из клеточных мембран, что вносит вклад в кардиопротекцию.

Кардиопротекторные свойства липина во многом объясняются его антигипоксическим воздействием. Экспериментальные работы, которые были выполнены на разнообразных моделях гипоксии, показали, что ингаляционное и внутривенное введения ФХЛ оказывали содействие повышению резистентности организма ко всем видам гипоксического влияния (Пожаров В.П. и соавт., 1990). Антигипоксический эффект ФХЛ связан с улучшением кислородного обеспечения тканей, снижением степени тканевой гипоксии и сопутствующего ей лактатацидоза, угнетением ПОЛ, уменьшением выброса в кровь недоокисленных продуктов обмена. Антиоксидантный эффект ФХЛ обеспечивается поддержанием высокого антиоксидантного статуса как ферментативного, так и неферментативного звена антиоксидантной системы (АОС). Введение ФХЛ способствует восстановлению активности ферментов супероксиддисмутазы и каталазы в тканях мозга, печени и сердца (Ельский В.Н. и соавт., 1993).

При стрессе ФХЛ предотвращает значительное снижение содержания аденозинтрифосфорной кислоты и креатинфосфата, что обеспечивает сохранение суммарного энергетического потенциала гепатоцитов и кардиомиоцитов. Способность ФХЛ угнетать ПОЛ более выражена в крови. Отмечено также антиаритмогенное и кардиопротекторное действие ФХЛ, в особенности в случае разнообразных шоковых состояний. Кардиопротекторные эффекты при этом выявлены не только у липина, но и его комплексного препарата с кверцетином - липофлавона (Мойбенко О.О. та співавт., 1995). Во время исследования центральной гемодинамики у больных с хроническим обструктивным бронхитом, которые получали ФХЛ, наблюдалось возрастание ударного и сердечного индексов.

Способность ФХЛ восстанавливать функциональную активность эндотелиальных клеток и синтез эндогенного оксида азота в эксперименте подтверждена стойким снижением давления у животных со спонтанной артериальной гипертензией (Ткачук 0.І., 1998).

Полученные экспериментальные данные стали основанием для использования липина в кардиологической практике.

Липин применяют во время лечения острого инфаркта миокарда и нестабильной стенокардии. Благодаря нормализации функционального состояния эндотелия коронарных сосудов ФХЛ предотвращает возникновение нарушений сердечного ритма, рецидивы болевого синдрома. При экспериментальном септическом шоке у крыс липин нормализует и стабилизирует гемодинамику (Хромов О.С. и соавт., 2004).




Наиболее просматриваемые статьи: