Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Как теряют психическое здоровье

Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной книге. В ней врачи-психологи дают практические советы и рекомендации по основам самоукрепления психического здоровья и профилактики нервно-психических заболеваний.

<Можно называть себя здоровым, но так ли это будет на самом деле? Что по этому поводу скажут окружающие?>

Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание:

1. Порадоваться своей красоте;

2. Выразить соболезнование противникам;

3. Представить себя в объятьях очаровательной особы;

4. Больше туда не смотреть и т. д.

А тем временем в нашей стране все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу социально-экономические процессы, которые порождают новый слой людей - работающих все больше и больше, но получающих за свой труд все меньше и меньше. Они стараются профессионально заниматься предпринимательской и управленческой деятельностью. Этих людей называют служащими, сотрудниками фирм, менеджерами, а сам процесс работы - выживанием Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и труднее. Ныне уже само понятие "здоровый человек" может отпугивать "приличных" людей.

Эффективность выживания начинается с малого - умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь.

Я - человек, профессионально осуществляющий функцию выживания в нашей "рыночной" системе отношений. Чтобы получить долгожданную оплату или крохотную прибыль, надо многому научиться:

- понимать природу процессов, происходящих в обществе;

- уметь распределять ответственность и силы в работе и семье;

- знать экономику и маркетинг, информационные технологии;

- уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и личной жизни;

- следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно:

- перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни;

- взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот;

- работать на нескольких работах, на износ;

- перестать следить за состоянием своего здоровья;

- конфликтовать с окружающими;

- постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;

- не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.

<Чтобы сегодня выжить, нужно иметь хорошее здоровье, огромную трудоспособность, аналитические навыки и общительность>

В результате - болезнь, за которую надо будет платить:

- потерей работы;

- потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или любовницы);

- поиском дешевого "хорошего" специалиста, который "задаром" ухудшит состояние здоровья;

- обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией здоровья;

- покупкой иллюзии, самообманом.

<Купить иллюзию - лучшее средство для желающего заболеть неврозом всерьез и надолго>

Признаки потенциального любителя заболеть неврозом:

- начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм;

- затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях, неясно и сложно излагает свои мысли.

<Поделись мыслью о том, что тебе хорошо, и тебе не позавидует лютый враг>

Чтобы полностью заболеть, нужно:

- перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;

- неадекватно оценивать себя и свое поведение;

- перестать считаться с интересами других людей;

- думать только о своем обогащении любой ценой.

<Забыть о других и думать только о себе - лучшее первоначальное условие для желающих потерять свою голову>

Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя своих пациентов - предпринимателей, временно потерявших голову, - выделил способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях Вот некоторые из них:

- наличие четких личных целей;

- наличие разумных личностных ценностей;

- знание современных подходов к окружающим людям;

- понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них,

- способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя в разных направлениях.

<Я на все руки мастерица, хорошая жена, лучший работник в любой области, верный своему шефу человек>

<И жнец, и кузнец, и на дуде игрец!>

Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную практическую психологию и педагогику, которые объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не обходимых для решения сложных профессиональных проблем.

Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека.

Для этого надо:

- понимать себя;

- познавать другого человека;

- уметь общаться с людьми;

- уметь регулировать свое поведение.

В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов, проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы можете использовать в своей работе и жизни.

Уже доказано, что успех любого предприятия на 85% зависит от желания людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться.

Чтобы был успех в деле, нужно:

- захотеть сделать дело;

- уметь делать дело;

- всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело;

- вертеться, вертеться и еще раз вертеться;

- хорошо презентовать результат своей работы окружающим.

<Мое здоровье - это мой капитал, который можно только сохранить. Приумножить уже не получится>

Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна практическая психология: умение использовать знания психологических дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях.

Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения.

Что мне даст отсутствие психологических знаний?

1. Буду слишком самоуверенным человеком.

2. Мне будет казаться, что я все знаю.

3. Буду ненавидеть тех людей, которые мне советуют.

4. Не сумею принимать выгодные и перспективные решения.

5. Приобрету диагноз "невроз".

6. Потеряю точку опоры.

7. Стану игрушкой в чужих руках.

Что мне дадут психологические знания?

1. Они способствуют формированию доброжелательных отношений между людьми.

2. Набор правил поведения, в которых удачно систематизирована представленная информация.

3. Несмотря на недостаточную разработку теоретических положений и практических рекомендаций, в примерах, приводимых нами, на эмоциональном уровне прослеживаются без раскрытия глубинные фундаментальные основы эффективных методов взаимоотношений и поведения в современных условиях.

В приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы усвоения информации.

Мы формируем свои внутренние системы знаний и ценностей. А насколько эти системы обоснованы, рациональны и эффективны? Сразу можно сказать, что у нас они деформированы. Это связано с многовековой дифференциацией знаний и умений, резко усилившейся в последнее время. Профессиональная "гордость" и узкая специализация приводят к "отождествлению" личности со своей областью деятельности и знаний, как бы заставляя на все смотреть с этой своей точки зрения.

Можно предложить один из вариантов системы знаний (включая психологические и непосредственно стыкующиеся с ними знания), позволяющий облегчить и ускорить овладение ими. Узловым моментом должно быть изучение основных принципов профилактики невротических состояний и выживания.

В мире с открытой саморазвивающейся рыночной системой можно проследить три этапа развития:

1) с конца XIX века до 1935 года основным фактором являлось материальное стимулирование, но одновременно серьезное внимание уделялось системам организации, безопасности труда, обучению кадров;

2) с 1935 по 1960 годы начинает внедряться доктрина "человеческих отношений", родоначальником которой является Э. Мейо, выдвинувший на первое место моральное стимулирование и роль неформальных лидеров;

3) борьба со стрессами, консультативная деятельность, подбор, расстановка кадров и другие факторы, разработка которых началась на втором этапе, широкое развитие получили третьем этапе (с 1960 года), где основной стала самореализация работника и его здоровье.

На всех трех этапах развития практических психологических знаний прослеживается простая прагматическая идея:

Легкое отношение к своему здоровью - вредно для себя. Чем меньше лучше мы к себе - тем больше хуже к нам здоровье.

<Плохо относиться к человеку - невыгодно и вредно для своего здоровья>

Острая нехватка психологических, психогигиенических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, свое место и роль в мире, способствует ухудшению своего психического здоровья.

Без психологических знаний трудно выжить в современных условиях. Однако их присутствие еще не гарантия психического здоровья.

Другой крупной узловой проблемой может стать рассмотрение основ целостного подхода к системе "человек - рынок - человек". Необходимо помнить, что одинаково важны все сферы:

- потребность человека в человеческих отношениях к себе;

- рыночная основа взаимоотношений людей, преследующая цели извлечения прибыли и ставящая людей в конкурирующие отношения, вызывающие напряжение;

- стрессогенность рыночных взаимоотношений;

- психотравмирующая информация от конкурентов;

- система организации и целостный их охват;

- потребность человека в саморазвитии и сохранении своего здоровья.

<Кто не думает о своем здоровье, о том печально помнят его родственники>

Такой подход должен распространяться на все элементы системы "человек - рынок - человек", в каждом из которых приоритет должен отдаваться человеческим отношениям, укрепляющим здоровье, в том числе и психическое.

Хотя нашему современнику в своей деятельности основное внимание приходится уделять проблемам выживания, он должен иметь представление об основных принципах профилактики невротических состояний, а также о том, что ему делать с невротиком.

Такие знания помогут не только повысить эффективность выживания, безопасность его деятельности, но и реализовать творческие резервы человека. Учитывая тот факт, что психическое здоровье большинства населения подорвано старательными усилиями ряда должностных лиц высшего уровня власти, информация о неврозах приобретает особое значение.

Также необходимо ознакомиться с основами психогигиенических знаний, уметь выявлять причины невротических нарушений, особенно связанных с повседневной деятельностью человека. Что важно:

- какие факторы формируют невротические состояния?

- как процесс борьбы за выживание сказывается на моем психическом здоровье?

- как у невротика идут дела с профессиональной деятельностью?

- что делать, чтобы гармонизировать свою личность и быть успешно востребованным специалистом в условиях современной экономики?

Люди по-разному приспосабливаются к современным жизненным условиям. По способности адаптироваться, можно выделить три типа:

1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке;

2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами;

3) с ориентацией на будущее, не адекватным ситуации поведением, плохо приспособленным к иерархической структуре.

Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй - при их реализации в рамках имеющейся структуры, а третий может использоваться в качестве генератора идей. Знания о возможностях и типах адаптации других людей позволяют разумно строить с ними деловые отношения и находить пути выхода из затруднительного финансового положения, так характерного для большинства населения нашей страны.

Каждому человеку, чтобы выжить и сохранить свое психическое здоровье, важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно:

- научиться познавать себя и других людей;

- выявлять проблемы в характере и своевременно работать над ними;

- понимать свою направленность личности;

- строить здоровое отношение к деятельности и жизни, целям и жизненным ситуациям;

- руководить эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях;

- развивать деловые свойства,

- уметь держать себя в общении с невротиком.

<Каждый может не болеть, если ему это действительно надо. Видимо, большинство людей не привыкли, и им часто лень вести здоровый образ жизни, так как это требует определенных усилий воли и желания>

Необходимо перейти не к лечению, а к профилактике заболеваний.

Признаки "тяжелого случая", трудно поддающегося лечению:

- не хочу познавать себя и других людей;

- свой характер не собираюсь менять и под кого-то там подстраиваться;

- не понимаю себя, затрудняюсь в ответе на вопрос: "Что же я хочу?";

- пагубные и вредные привычки;

- теряю контроль над эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях;

- не развиваю деловых свойств;

- не умею держать себя в общении с себе подобными;

- нетерпеливо отношусь к слабостям окружающих;

- всех ненавижу;

- понимаю, что никого я в этой жизни не люблю.

Здоровье - это ресурс, а не издержки жизни. Укрепляя его, надо нести ответственность за него в той же мере, что и за цели жизни. Ваше здоровье - это стратегический ресурс, размеры которого должны отвечать стратегическим целям. Нельзя допустить, чтобы жизнь делилась на две части:

- первую половину жизни трачу свое здоровье на то, чтобы заработать;

- вторую половину - на восстановление здоровья.

Цель бизнеса: создание покупателя, но не создание себе проблем, цена которым - неврозы. Работая на современном рынке, не нужно класть на алтарь последнее - свое здоровье. Его никто не восполнит.

Итак, для того, чтобы успешно заболеть неврозом, необходимо забыть о практической психологии, постараться не вникать в советы и рекомендации, которые предлагают психологи.

Когда же вам станет плохо, ни в коем случае не обращайтесь за помощью к психологам. Вы же сами себе психолог! Зачем вам нужен советник? И кто еще там собирается нас учить! Я же самый умный (самая умная)! Поэтому, не мешайте развиваться заболеванию. Лучше болеть одному, чем слушать советы многих о том, как надо выздороветь.

Зачем же нужно изучать психологию?

Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце XIX столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879 год, когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность практики, а также жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы:

- работоспособность;

- взаимоотношения в группе;

- мотивация поведения;

- резервные возможности и т. д.

В середине XX века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли - возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, психология творчества и т. д.

Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе подходит к практике. И возникает необходимость интеграции знаний из различных ее областей для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке - практической психологии.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно- практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии стоит человек:

- реальный, живой, со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную);

- наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений и срывов.

Материал предоставлен - Будь Здоров!




undefined

Наиболее просматриваемые статьи: