Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Функциональные болезни кишечника и опыт их лечения продуктами функционального питания

Парфенов А.И., Ручкина И.Н., Усенко Д.В.

Функциональную патологию кишечника отличает отсутствие морфологических изменений, которыми можно было бы объяснить имеющиеся клинические симптомы, и их связь с:

  • повышенной возбудимостью моторики,
  • сенсорной гиперчувствительностью,
  • неадекватной реакцией внутренних органов на сигналы ЦНС при воздействии психосоциальных факторов [1].

Этиология и патогенез

На формирование функциональных нарушений кишечника (ФНК) оказывают влияние генетические факторы, окружающая среда, психосоциальные факторы, висцеральная гиперчувствительность и инфекции.

Генетическую предрасположенность к ФНК подтверждает искаженный ответ слизистой оболочки больных с синдромом раздраженного кишечника (СРК) на воздействие нейротрансмиттера 5-HT [2], a2-адренорецепторов [3] и неадекватная реакция гипоталамо-адреналовой системы на стрессы [4].

На влияние окружающей среды указывают факты более частого формирования ФНК у детей, родители которых страдают этой патологией и чаще посещают врача, чем дети родителей, не считающих себя больными [5].

Известно, что систематическое психическое напряжение способствует появлению, хронизации и прогрессированию ФНК [6].

Особенностью больных ФНК является повышение двигательной и сенсорной реакции, появление боли в животе в ответ на стрессы и нейрохимические посредники типа кортикотропина [7-10]. На клиническую картину ФНК решающее влияние оказывает повышение или снижение чувствительности механорецепторов, мышечного аппарата кишечника [11]. Повышением висцеральной чувствительности объясняют механизм боли у больных с СРК и функциональным болевым абдоминальным синдромом [12]. У этих больных снижен порог болевой чувствительности при растяжении кишки баллоном.

Одной из причин нарушения чувствительности может служить воспаление слизистой оболочки у больных, перенесших острую кишечную инфекцию (ОКИ). Воспаление вызывает дегрануляцию тучных клеток вблизи от энтериновых сплетений, увеличенную продукцию серотонина [13,14] и провоспалительных цитокинов [15-17]. Этим объясняется повышение висцеральной чувствительности у больных с ФНК.

Нарушения висцеральной чувствительности часто вызывают ОКИ вследствие воспаления слизистой оболочки кишечника. Это является причиной развития синдрома, подобного СРК, у 25% лиц, перенесших ОКИ [18-20]. По нашим данным, у 30% СРК болезни предшествовала ОКИ [21]. В патогенезе хронизации заболевания кишечника имеет значение высокое бактериальное обсеменение тонкой кишки, выявленное с помощью дыхательного водородного теста, а также повреждение энтериновой нервной системы антигенами ОКИ на фоне снижения иммунной защиты организма [22,23].

Таким образом, одним из факторов, способствующих формированию СРК, могут быть ОКИ [24,25]. И.Н. Ручкина установила, что у больных постинфекционным СРК в той или иной степени формируется дисбиоз (часто с избыточным ростом микрофлоры в тонкой кишке) и сформулировала его критерии [26].

Известны и другие работы, показывающие возможную роль повышенного бактериального роста в патогенезе СРК [27]. L. O’Mahony и соавт. наблюдали хороший эффект лечения больных с СРК пробиотиком, содержащим Bifidobacter infantis. Авторы объясняют прекращение болей и диареи восстановлением соотношения про- и противовоспалительных интерлейкинов 10 и 12 [28].

Классификация ФН кишечника

Клинические проблемы функциональных нарушений органов пищеварения на протяжении последних 20 лет активно обсуждаются в рамках Римского консенсуса. Консенсус сыграл ведущую роль в классификации, уточнении клинических и диагностических критериев этих заболеваний. Последняя классификация утверждена в мае 2006 г. В таблице 2 представлены функциональные болезни кишечника.

Эпидемиология

Эпидемиологические исследования показывают примерно одинаковую частоту ФНК в странах Западной Европы, США и Австралии [29] и более низкую заболеваемость в странах Азии и среди африканских американцев [30]. Различия могут объясняться также типом используемых критериев и эффективности лечения [31].

Принципы диагностики

Диагностика ФНК согласно классификации Рим-III основана на предпосылке, что каждое ФНК имеет симптомы, отличающиеся особенностями моторной и сенсорной дисфункции. Следствием моторной дисфункции являются диарея и запор. Боль в значительной мере определяется степенью нарушения висцеральной чувствительности, объясняемой дисфункцией ЦНС. Сложность заключается в том, что не существует надежных инструментальных способов оценки функции. Поэтому применяют клинические критерии, подобные тем, которые используются в психиатрии [32]. Благодаря совершенствованию клинических критериев диагностики СРК и других ФНК можно предотвратить грубые ошибки диагностики и уменьшить число ненужных диагностических исследований. Так, клиническим критериям СРК соответствует дискомфорт в животе или боль, которые имеют не менее двух из трех следующих характеристик: а) уменьшение после дефекации; и/или б) связь с изменением частоты стула; и/или в) с изменением формы стула.

Функциональный метеоризм, функциональный запор и функциональная диарея предполагают изолированное ощущение вздутия живота или нарушение стула. Согласно Римским критериям III ФНК должны продолжаться не менее 6 месяцев, из них 3 месяца - непрерывно. При этом психоэмоциональные нарушения могут отсутствовать.

Непреложным условием также является соблюдение правила: не относить к больным ФНК лиц, у которых имеются тревожные симптомы, часто встречающиеся при воспалительных, сосудистых и опухолевых заболеваниях кишечника.

К ним относятся кровотечения, снижение веса тела, хроническая диарея, анемия, лихорадка, начало болезни у лиц старше 50 лет, рак и воспалительные заболевания кишечника у родственников и ночная симптоматика.

Соблюдение этих условий позволяет с большой долей вероятности установить функциональное заболевание, исключив болезни, при которых нарушения функции вызываются воспалительными, анатомическими, метаболическими и неопластическими процессами.

По степени тяжести ФНК условно подразделяют на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.

Пациенты с легкой степенью функциональных нарушений не отягощены психоэмоциональными проблемами. Они обычно отмечают хотя и временный, но положительный результат от назначенного лечения.

Больные со средней степенью тяжести в той или иной мере неустойчивы в психологическом отношении и требуют специального лечения.

Тяжелая степень функциональных нарушений отличается связью с психосоциальными трудностями, сопутствующими психоэмоциональными нарушениями в форме тревоги, депрессии и др. Эти пациенты стремятся часто общаться с гастроэнтерологом, хотя и не верят в возможность выздоровления.

Пробиотические продукты питания в лечении ФНК

Пробиотики и содержащие их продукты с каждым годом находят все большее применение в лечении заболеваний кишечника. Их включение в пищевой рацион обеспечивает организм энергетическим и пластическим материалом, положительно влияет на функции кишечника, смягчает воздействие стрессов и снижает риск развития многих заболеваний [33]. В целом ряде стран организация функционального питания стала государственной политикой в области здравоохранения и пищевой промышленности [34].

Одной из разрабатываемых в последние годы категорий функционального питания являются пробиотические продукты, содержащие бифидобактерии, молочнокислые бактерии и пищевые волокна.

С 1997 году компанией Данон выпускаются кисломолочные продукты "Активиа", обогащенные пробиотическим штаммом Bifidobacterium animalis штамм DN-173 010 (коммерческое название ActiRegularis). Высокая концентрация (не менее 108 КОЕ/г) остается стабильной в продукте в течение всего срока годности. Были проведены специальные исследования по оценке выживаемости Bifidobacterium ActiRegularis в кишечнике человека. Установлена достаточно хорошая выживаемость бактерий в желудке (снижение концентрации бифидобактерий менее чем на 2 порядка в течение 90 мин) и в самом продукте на протяжении допустимого срока его хранения [35].

Значительный интерес представляет изучение влияния Активии и Bifidobacterium ActiRegularis на скорость кишечного транзита. В параллельном исследовании, включавшем 72 здоровых участника (средний возраст 30 лет), было отмечено, что ежедневное употребление Активии с Bifidobacterium ActiRegularis сокращало время транзита в толстой кишке на 21% и в сигмовидной кишке на 39% по сравнению с людьми, принимавшими продукт, не содержащий бактерий [36].

По нашим данным, у 60 больных СРК с преобладанием запоров, получавших Активию, к концу второй недели прекращались запоры, существенно сокращалось время транзита карболена (у 25 больных - с 72 до 24 ч, а у 5 - с 120 до 48 ч). Одновременно уменьшались болевой синдром, метеоризм, вздутие и урчание в животе. К концу третьей недели у больных выросла концентрация бифидо- и лактобактерий в кишечнике, уменьшилось число гемолизирующей кишечной палочки, клостридий и протея [37]. Полученные результаты позволили рекомендовать Активию для лечения больных СРК с запорами.

В 2006 году D. Guyonnet с соавт. использовали Активию в течение 6 недель для лечения 267 пациентов с СРК [38]. В контрольной группе больные получали термически обработанный продукт. Установлено, что к концу второй недели употребления Активиа частота стула была достоверно больше в сравнении с термизированным продуктом; через 3 недели у больных, употреблявших Активию, достоверно чаще исчезал абдоминальный дискомфорт.

Таким образом, проведенное исследование показало, что Активиа уменьшает выраженность симптомов у больных СРК и повышает качество их жизни. Наиболее выраженный положительный эффект отмечет в подгруппе больных с частотой стула менее 3 раз в неделю.

Резюмируя данные представленных исследований, можно утверждать, что Активиа, содержащая Bifidobacterium ActiRegularis, является достаточно эффективным средством восстановления и нормализации моторики и микрофлоры кишечника у пациентов с СРК.

Заключение

Особенностями функциональных заболеваний кишечника являются связь с психоэмоциональными и социальными факторами, широкая распространенность и отсутствие эффективных способов лечения. Эти особенности выдвигают проблему ФНК в число наиболее актуальных в гастроэнтерологии.

Становится все более очевидным, что в лечении больных с тяжелым течением ФНК основное значение должны играть антидепрессанты. Трициклические антидепрессанты, ингибиторы рецепторов серотонина и адреналина имеют важное значение в борьбе с болью, т.к. не только уменьшают немотивированную тревогу и связанную с ней депрессию, но и воздействуют на центры аналгезии. При достаточно отчетливом эффекте лечение можно продолжать до года и лишь затем постепенно снижать дозу [1]. Поэтому лечение подобных больных должно осуществляться совместно с психиатром.

Для лечения больных с менее тяжелыми формами ФНК, как показывает опыт, в том числе и наш, хороший результат удается получить с помощью пробиотиков и продуктов функционального питания. Особенно хороший эффект можно видеть в лечении больных постинфекционным СРК. Причина этого кроется в непосредственной связи этиологии и патогенеза заболевания с нарушениями микробиоценоза кишечника.

Литература
1. Drossman D.A.The Functional Gastrointestinal Disorders and the Rome III Process.Gastroenterology 2006;130:5:1377-1390
2. Yeo A, Boyd P, Lumsden S, Saunders T, Handley A, Stubbins M, et al.. Association between a functional polymorphism in the serotonin transporter gene and diarrhoea predominant irritable bowel syndrome in women. Gut. 2004;53:1452-1458
3. Kim HJ, Camilleri M, Carlson PJ, Cremonini F, Ferber I,Stephens D, et al.. Association of distinct alpha(2) adrenoceptor and serotonin transporter polymorphisms with constipation and somatic symptoms in functional gastrointestinal disorders. Gut. 2004;53:829-837
4. Caspi A, Sugden K, Moffitt TE, Taylor A, Craig IW, Harrington H, et al.. Influence of life stress on depression (moderation by a polymorphism in the 5-HTT gene 57). Science. 2003;301:386-389
5. Levy RL, Jones KR, Whitehead WE, Feld SI, Talley NJ, Corey LA. Irritable bowel syndrome in twins (heredity and social learning both contribute to etiology). Gastroenterology. 2001;121:799-804
6. Drossman DA. Functional GI disorders (what’s in a name?). Gastroenterology. 2005;128:1771-1772
7. Murray CD, Flynn J, Ratcliffe L, Jacyna MR, Kamm MA, Emmanuel AV. Effect of acute physical and psychological stress on gut autonomic innervation in irritable bowel syndrome. Gastroenterology. 2004;127:1695-1703
8. Tache Y. Corticotropin releasing factor receptor antagonists (potential future therapy in gastroenterology?). Gut. 2004;53:919-921
9. Parkman HP, Hasler WL, Fisher RS. American Gastroenterological Association technical review on the diagnosis and treatment of gastroparesis. Gastroenterology. 2004;127:1592-1622
10. Drossman DA, Camilleri M, Mayer EA, Whitehead WE. AGA technical review on irritable bowel syndrome. Gastroenterology. 2002;123:2108-2131
11. Jones MP, Dilley JB, Drossman D, Crowell MD. Brain-gut connections in functional GI disorders: anatomic and physiologic relationships. Neurogastroent Motil 2006;18:91-103
12. Delgado-Aros S, Camilleri M. Visceral hypersensitivity 2. J Clin Gastroenterol. 2005;39:S194-S203
13. Gershon MD. Nerves, reflexes, and the enteric nervous system (pathogenesis of the irritable bowel syndrome 2). J Clin Gastroenterol. 2005;39:S184-S193
14. Dunlop SP, Coleman NS, Blackshaw E, Perkins AC, Singh G, Marsden CA, et al.. Abnormalities of 5-hydroxytryptamine metabolism in irritable bowel syndrome. Clin Gastroenterol Hepatol. 2005;3:349-357
15. Chadwick VS, Chen W, Shu D, Paulus B, Bethwaite P, Tie A, et al.. Activation of the mucosal immune system in irritable bowel syndrome. Gastroenterology. 2002;122:1778-1783
16. Dunlop SP, Jenkins D, Neal KR, Spiller RC. Relative importance of enterochromaffin cell hyperplasia, anxiety, and depression in postinfections IBS. Gastroenterology. 2003;125:1651-1659
17. Gwee KA, Collins SM, Read NW, Rajnakova A, Deng Y, Graham JC, et al.. Increased rectal mucosal expression of interleukin 1beta in recently acquired post-infectious irritable bowel syndrome. Gut. 2003;52:523-526
18. McKendrick W, Read NW. Irritable bowel syndrome— post-salmonella infection. J Infection. 1994;29:1-4
19. Gwee KA, Leong YL, Graham C, McKendrick MW, Collins SM, Walters SJ, et al.. The role of psychological and biological factors in post-infective gut dysfunction. Gut. 1999;44:400-406
20. Mearin F, Perez-Oliveras M, Perello A, Vinyet J, Ibanez A, Coderch J, et al.. Dyspepsia after a Salmonella gastroenteritis outbreak (one-year follow-up cohort study). Gastroenterology. 2005;129:98-104
21. Парфенов А.И., Ручкина И.Н., Екисенина Н.И. Антибактериальная терапия при синдроме раздраженного кишечника. Клин.мед.1996:5:41-43
22. Ручкина И.Н., Белая О.Ф., Парфенов А.И. и др. Роль Campylobacter jejunum в патогенезе синдрома раздраженного кишечника. Российский гастроэнтерологический ж-л.2000:2: 118-119
23. Парфенов А.И. Постинфекционный синдром раздраженного кишечника:вопросы лечения и профилактики. Consilium medicum 2001:6;298-300
24. Парфенов А.И., Ручкина И.Н., Осипов Г.А., Потапова В.Б. Постинфекционный синдром раздраженного кишечника или хронический колит? Материалы V съезда общества гастроэнт. России и XXXII сессии ЦНИИГ, Москва 3-6 февраля 2005 г.-М.: Анахарсис, 2005.-С 482-483
25. Парфенов А.И., Ручкина И.Н. Постинфекционный синдром раздраженного кишечника. Избранные главы клинической гастроэнтерологии: сб.трудов/Под ред Лазебника.-М.:Анахарсис, 2005. Раздел 3.Болезни кишечника. С 277-279
26. Ручкина И.Н. Роль острых кишечных инфекций и нарушений микробиоценоза в этиологии и патогенезе синдрома раздраженного кишечника. Автореф. Дисс. докт. М.2005, 40 с
27. Pimentel M, Chow EJ, Lin HC. Eradication of small intestinal bacterial overgrowth reduces symptoms of irritable bowel syndrome. Am J Gastroenterol. 2000;95:3503-3506
28. O’Mahony L, McCarthy J, Kelly P, Hurley G, Luo F, O’Sullivan G, et al.. Lactobacillus and bifidobacterium in irritable bowel syndrome (symptom responses and relationship to cytokine profiles). Gastroenterol. 2005;128:541-551
29. Saito YA, Schoenfeld P, Locke GR. The epidemiology of irritable bowel syndrome in North America (a systematic review). Am J Gastroenterol. 2002;97:1910-1915
30. Wigington WC, Johnson WD, Minocha A. Epidemiology of irritable bowel syndrome among African Americans as compared with whites (a population-based study). Dig Dis. 2005;3:647-653
31. Thompson WG, Irvine EJ, Pare P, Ferrazzi S, Rance L. Functional gastrointestinal disorders in Canada (first population-based survey using Rome II criteria with suggestions for improving the questionnaire). Dig Dis Sci. 2002;47:225-235
32. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders— DSM-IV. 4th ed.. Washington, DC: American Psychiatric Association; 1994
33. Шендеров Б.А. Медицинская и микробная экология и функциональное питание. Т.3: Пробиотики и функциональное питание. М.:Грантъ, 2001.-286с
34. Хавкин А.И. Микрофлора пищеварительного тракта. М.:Фонд социальной педиатрии, 2006.- 416с
35. Berrada N, et al. Bifidobacterium from fermented milks : Survival during gastric transit. J. Dairy Sci. 1991; 74: 409-413
36. Bouvier M, et al. Effects of consumption of a milk fermented by the probiotic Bifidobacterium animalis DN-173 010 on colonic transit time in healthy humans. Bioscience and Microflora, 2001,20(2): 43-48
37. Парфенов А.И., Ручкина И.Н. Профилактика и лечение запоров пробиотиками. Фарматека, 2006; 12 (127): 23-29
38. D.Guyonnet, O. Chassany, P. Ducrotte et al. Effect of a fermented milk containing Bifidobacterium animalis DN-173 010 on bloating and health-related quality of life in Irritable Bowel Syndrome (IBS) adult patients - A randomized, double-blind, controlled trial. Poster presentation at the Neurogastroenterology and Motility Joint international Meeting, September 14-17, 2006, Boston




undefined

Наиболее просматриваемые статьи: