Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Иммунотерапия с применением аффинолейкина

Т. Г. Пархоменко, кандидат биологических наук, А. Н. Мац, кандидат медицинских наук

НПО «Биомед», г. Пермь

НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова, Москва

В пермском НПО «Биомед» совместно с НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова АМН РФ (Москва) разработан новый трансферфакторный препарат аффинолейкин, представляющий собой низкомолекулярные белки (молекулярная масса 3-8 КДа) лейкоцитарных и лимфоцитарных экстрактов. Препарат изготавливают из лейкоцитарной массы донорской крови на заключительном этапе производства. Лейкоциты человека собраны не менее чем от 1000 доноров крови, что позволяет сбалансировать представительство молекул разной специфичности, образующихся в результате перенесенных заболеваний, вакцинаций и латентной иммунизации.

Аффинолейкин (АФЛ) производят по оригинальной технологии с применением двухступенчатой дифференциальной диафильтрации, позволяющей очистить конечный продукт от примесей с нежелательной фармакологической активностью (гистамин, простагландины, токсические пептиды, гормоны, антибиотики и т. п.). Вирусологическая безопасность гарантируется проведением пастеризации при температуре 60°С в течение 10 часов.

Действующим началом АФЛ являются белки Т-клеточного происхождения, обладающие аффинностью к специфическому антигену и способные переносить специфический клеточный иммунитет от иммунизированного донора к неиммунизированному реципиенту. Введение препарата полностью или частично утратившему иммунореактивность индивиду приводит к индукции или стимуляции специфической иммунной памяти, в частности, гиперчувствительности замедленного типа в отношении тех антигенов, иммунной памятью к которым обладали доноры лейкоцитов. АФЛ позволяет компенсировать механизмы резистентности, сдерживающие возбудителя при персистентных инфекциях.

АФЛ относится к группе иммунофармакологических препаратов, которые выпускаются за рубежом под коммерческими названиями Imreg-1 (США); Transfer factor (Германия, Швеция, Франция, КНР); RCTF-1 (Япония); Hebertrans (Куба) и др. Эти препараты используются для иммунокомпенсации, иммунотерапии разнообразных форм недостаточности противоинфекционного клеточного иммунитета, в частности, для лечения хронических и персистентных вирусных, бактериальных, грибковых инфекций и паразитарных инвазий.

Препараты белков оказались достоверно эффективными при иммунотерапии хронических рецидивирующих герпесвирусных инфекций: лабиального и генитального герпеса, увеита, герпетического кератита, цитомегаловирусной инфекции; хламидиоза, а также заболеваний, вызванных вирусом Эпштейна-Барр и вирусом герпеса человека VI типа.

АФЛ прошел доклинические испытания, в результате которых установлена его безопасность и иммунологическая активность. Лечебная эффективность АФЛ была подтверждена данными контролируемых клинических испытаний, проведенных в 1993-1996 годах. по решению Комитета медицинских иммунобиологических препаратов МЗ РФ в Пермской государственной медицинской академии и Московском НИИ глазных болезней им. Г. Гельмгольца у 100 больных (три группы — принимающие АФЛ, плацебо и группа ретроспективного сравнения). У всех пациентов офтальмогерпетический процесс характеризовался глубокими поражениями стромы роговицы, затяжным течением обострений, частым присоединением вторичной (бактериальной и грибковой) инфекции и малой эффективностью традиционной фармакотерапии — даже при использовании современных этиотропных лекарственных средств (ацикловира, рекомбинантных интерферонов и др.). Три серии АФЛ и плацебо были зашифрованы и введены больным по принципу «блоковой рандомизации». После испытаний выяснилось, что 38 больных получали курс инъекций АФЛ, 11 — плацебо. Всем больным проводилось традиционное лечение — сочетанный прием этиотропных и патогенетических лекарственных средств.

Включение курса инъекций АФЛ в комбинированную фармакотерапию существенно повышало ее эффективность по основным критериям. Ни у одного больного не наблюдалось болевых ощущений, какой-либо кожной реакции на месте введения АФЛ или реакции регионарных лимфоузлов. Не выявлены случаи обострения офтальмогерпетического процесса как очаговой реакции. Из системных реакций определялись только легкие: у двух пациентов отмечалась субфебрильная температура тела после первой и второй инъекций АФЛ (при последующих введениях температура не повышалась), у двух пациентов — лимфоцитоз и у одного — развитие эозинофилии с нормализацией лейкоцитограмм через одну-две недели после окончания курса АФЛ.

У больных, принимавших плацебо, зарегистрированы один случай дальнейшего развития лейкопении и усиления приступов головной боли после инъекций и один — возникновения эозинофилии. Наличие легких системных реакций у больных группы плацебо и сходная частота их возникновения (10%) у пациентов группы ретроспективного сравнения свидетельствуют о том, что они не обусловлены реактогенностью АФЛ.

В результате проведенных клинических испытаний отмечен благоприятный эффект терапии АФЛ по следующим критериям: начало процесса эпителизации роговицы, сроки завершения эпителизации, время резорбции инфильтратов и полное выздоровление. Нормализация иммунограммы произошла у 78% больных, получавших АФЛ, и у 42% — получавших плацебо. В целом выраженный положительный эффект достигнут у 61% пациентов, входивших в исследуемую группу, по сравнению с 24% больных, которым проводилась только традиционная терапия. Побочных реакций на препарат не наблюдалось.

Таким образом, при офтальмогерпесе в качестве иммунотерапевтического препарата представляется целесообразным использование АФЛ. Имеются обнадеживающие данные в отношении противорецидивного эффекта АФЛ и его зарубежных аналогов при герпесвирусных поражениях глаз, однако еще предстоит провести долгосрочные клинические испытания у больных офтальмогерпесом в межрецидивный период заболевания.

Подобно своим зарубежным аналогам, после соответствующих клинических испытаний АФЛ может быть использован для иммунотерапии других вирусных, бактериальных и грибковых инфекций, в частности гепатитов, СПИДа, кандидамикоза, стафилококкового сепсиса, туберкулеза и др.

Литература

  1. Мац А. Н., Перепечкина Н. П., Райхер
  2. И. И. и соавт. Аффинолейкин — биофармацевтический препарат для инструктивной противоинфекционной иммунотерапии при недостаточности клеточного иммунитета // ЖМЭИ 1998; 2: 78.
  3. Мац А. Н., Перепечкина Н. П. и соавт. К характеристике нового иммунотерапевтического препарата «аффинолейкин». Приоритетные проблемы инфекционной и неинфекционной патологии// Мат. межрег. науч. практ. конф. ПГМА, Пермь, 1996.
  4. Отчет о клиническом испытании иммунотерапевтического препарата «аффинолейкин». МИГБ им. Г. Гельмгольца, 1996.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач




undefined

Наиболее просматриваемые статьи: