Улучшение иммунитета в весенний период: Ключевые стратегии для поддержания здоровья

Готов ли ребенок к школе?

Мы уже говорили о том, что возраст 6 - 7 лет - это возраст, в котором малыш приобретает новый статус - статус школьника, ученика. Это важный и ответственный период в жизни не только самого ребенка, но и его родителей.

Очень часто дети сложно переносят адаптацию к новым условиям труда, они становятся капризными, нервными, все чаще просыпаются с плохим настроением, плохо едят, доставляя тем самым немало хлопот родителям. Детские психологи утверждают, что начало школьного обучения, к сожалению, часто становится также началом нервно-психических расстройств. В чем же дело?

Нельзя подходить ко всем детям с одними и теми же требованиями. В воспитании крайне важно учитывать возрастные особенности. Именно поэтому дети младшего школьного возраста разделяются на две большие группы: шестилетки - дети, начавшие школьное обучение с 6 лет, и семилетки - дети, начавшие обучение с 7 лет.

Разница между этими двумя группами в процессе обучения практически незаметна, однако педагоги отмечают, что шестилетки более активны, сообразительны и энергичны, в то время как семилетки более последовательны, рассудительны и внимательны. Скорее всего это объясняется скоростью протекания психических процессов, позволяющих одним детям уже в возрасте 6 лет легко воспринимать учебный материал, а другим требуется более длительное время для подготовки.

Ответ на вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать школьное обучение, сугубо индивидуален. В его основе лежит не только умственное, но и физическое, психологическое, моральное развитие ребенка. Это крайне важно знать и тем родителям, которые стремятся с раннего возраста дать своему ребенку как можно больше знаний, и тем родителям, которые, жалея своего малыша, дают ему еще годок отдохнуть.

В педагогике существует множество приемов, позволяющих определить уровень подготовки ребенка. Здесь используется огромное количество психологических методов исследования: наблюдение, беседа, сравнение, тестирование, анализ и т. п.

Многие родители полагают, что главным критерием готовности ребенка к школе является его умственное развитие. Конечно, знание азбуки, цифр, умение складывагь слоги являются хорошим подспорьем для ребенка, однако на это отведены специальные часы в школьной программме. Под понятием «умственное развитие дошкольника» понимается его кругозор, т. е. насколько хорошо он знает детские сказки, рассказы, умеет ли он читать стихотворения, понимает ли их смысл, насколько он любознателен. Однако, кроме этого, крайне важно учитывать и психическое развитие ребенка, поступающего в школу. Педагогика очень часто сталкивается с тем что умненькие дети, которые рано научились читать и считать, сталкиваютсяс серьезными проблемами в процессе обучения, и наоборот. Чем же это обьяснить? Психологи и учителя начальных классов имеют свои критерии.

При отборе детей в первый класс общеобразовательной школы психологи в первую очередь обращают внимание на то, насколько малыш готов к усвоению нового материала. Это очень важно, так как при домашней или детсадовской подготовке родители и воспитатели чаще всего прибегают к игре, в процессе которой ребенку проще запоминать буквы, цифры, складывать слоги и т. д.

В школе же ему придется накапливать знания из рассказов учителя, из упражнений, выполняемых на уроках, из наглядного материала, примеров. Чтобы воспринимать учебный материал, получать навыки, ребенок, поступающий в первый класс, должен быть внимательным. Он должен уметь слушать и выделять главное, наблюдать и делать соответствующие выводы, задавать вопросы и самое главное - запоминать ответы на них.

Внимательность - одно из основных требований, предъявляемых к первоклассникам. Определить, насколько внимательно малыш слушает рассказы взрослых или разглядывает картинки в книгах, можно при помощи простых заданий. Например, попросите ребенка придумать название картинке. Для этого теста лучше подбирать простые рисунки, на которых четко обозначены главный персонаж или действие. Дайте ему на подготовку несколько минут, а затем попросите огласить придуманное название и пояснить, почему он выбрал именно его. Как правило, дети быстро справляются с этим заданием. Не спешите ругать ребенка, если он придумал неожиданное название простому рисунку, окончательные выводы стоит делать только после его объяснения.

Еще одним простым заданием на внимательность могут стать забавные задачки. Например: во дворе растет береза, на дереве 5 больших веток, 3 средние и 2 маленькие. На каждой ветке созрело по 1 большому яблоку. Сколько яблок соберет дедушка? Внимательный ребенок сразу поймет, что считать здесь ничего не нужно, так как на березе яблоки не растут! Не торопите ребенка с ответом, но и не затягивайте раздумье. Как правило, тесты на внимательность не должны занимать больше 5 мин.

Следующим критерием, позволяющим определить, насколько ребенок готов к школе, является его готовность к жизни в школьном коллективе. Практика показывает, что дети, посещающие детский сад, адаптируются к новому коллективу гораздо легче, чем дети, воспитывающиеся дома. Обстановка в классе очень важна для учебного процесса. Дружеские отношения между детьми прививают им чувство взаимовыручки, взаимоподдержки, дружбы.

Общаясь со сверстниками, первоклассники формируют единую модель поведения (которую контролирует и задает, конечно, учитель), они равняются на положительные результаты и замечают отрицательные. Понять, насколько ребенок общителен, доброжелателен, контактен, можно методом наблюдения. Наблюдая за тем, как играет ваш ребенок с другими ребятами, вы вполне можете определить, насколько легко или сложно ему будет ужиться в школьном коллективе. В первую очередь проследите за его речью. В младшем школьном возрасте ребенок вполне может попросить нужную вещь, поздороваться или попрощаться с друзьями, спросить разрешения поиграть в командные игры и т. п. В школе крайне важно, чтобы малыш умел общаться, это поможет ему не только проявлять любознательность, хорошо отвечать на уроках, но и делиться информацией со своими одноклассниками.

Не менее важны для будущего первоклассника доброжелательность контактность. Излишняя агрессия, грубость, жадность в этом возрасте указывают на психические расстройства. Если малыш не хочет общаться с ребятами на подготовительных курсах, старается показаться хуже, чем он есть, резко меняет поведение в присутствии учителей, возможно, он еще моральноо не готов к школе или ему нужна помощь психолога.

Отдельного внимания при отборе детей в первый класс заслуживает дисциплина. Поэтому крайне важно, чтобы малыш, поступающий в школу, был дисциплинирован. Он должен быть ответственным, усидчивым, спокойным, проявлять уважение к взрослым и своим сверстникам, знать правила поведения в учебном заведении, за столом, в обществе посторонних людей, осознавать важность школьного обучения, а не воспринимать его как игру.

Кроме выявления вышеперечисленных качеств, при наборе в первый класс психологи часто стараются выявить интересы и склонности ребенка. Сегодня процесс школьного обучения постоянно модернизируется. Это делается с той целью, чтобы школьники могли не просто получать знания, но и реализовывать себя, развивать свои таланты и способности.

Практика набора детей в первые классы показывает, насколько разнообразны их подготовка и их увлечения. Поэтому в последнее время все чаще практикуется разделение классов по профилям. Так, дети с хорошо развитыми гуманитарными способностями определяются в гуманитарный класс, математическими - в математический, творческими - в творческий, спортивными - в спортивный.

Если первые два профиля вполне понятны (в них преподавание ведется с учетом склонностей), то последние пока еще не столь популярны. Спортивные и творческие классы наряду с общеобразовательной программой (которая является стандартной для классов любого профиля) вводят большое количество факультативов. В первом случае это занятия спортом, во втором - творчеством. Несмотря на некоторую экзотичность, это очень удобно, так как ребенок сможет сочетать учебу и развитие своих талантов.

Кроме разделения по профилям, первые классы разделяются по степени подготовки учащихся. Так, вполне понятно, что детям с низким уровнем подготовки будет весьма сложно не отстать от более подготовленных сверстников. Для этого в рамках одной школы создаются классы с усиленной и ослабленной нагрузкой. В первом случае основной материал подается более широко, предлагается дополнительная информация, вводится много факультативов, во втором случае основной учебный материал подается максимально просто и доступно, дается больше времени на изучение сложных тем.

Не стоит переживать, если ребенок не прошел в первый класс в 6 лет. В этом нет ничего страшного, скорее наоборот, после собеседования педагоги и школьные психологи дадут рекомендации, какие способности нужно развивать в ребенке, какие методы воспитания лучше использовать, каким приемам отдать предпочтение. В этом случае есть смысл посещать специальные дополнительные занятия, на которых профессиональные педагоги и психологи подготовят ребенка к школе. Также не стоит расстраиваться, если он попал в класс с облегченной нагрузкой. Материал здесь один и тот же, отличается лишь подход к преподаванию.